Обновлено 30 октября 2022
Направление influence marketing набирает обороты. Рост недоверия со стороны потенциальных клиентов заставляет компании и маркетологов искать новые пути влияния на мнение большинства. В таких условиях на первое место выходят инфлюенсеры – люди, о которых еще пару-тройку лет назад никто ничего не знал.
Кто такие инфлюенсеры и зачем они нужны?
В последнее время у всех на слуху термин «инфлюенсер». Далеко не каждый человек знает, кто это и чем занимаются эти люди?
Слово «инфлюенсер» пришло в русскоязычную речь от английского influence – влиять. Инфлюенсеры – лидеры мнений с не слишком высоким уровнем популярности, к точке зрения которых прислушивается определенная аудитория. Чаще всего они взаимодействуют с публикой через социальные сети и имеют лояльную армию фанатов, которая доверяет и следует их примеру.
Они не просто имеют поклонников, а общаются со своей аудиторией, знают многих фанатов «в лицо». Инфлюенсеры дорожат своей репутацией и никогда не продвигают низкокачественные товары или услуги, продукцию сомнительного качества. Лидеры мнений всегда следят за качеством контента. Основные темы для их публикаций – это:
- мода;
- красота;
- здоровый образ жизни;
- литература;
- музыка и т. д.
Сегодня инфлюенсеры присутствуют практически в любой сфере деятельности. Это работающий маркетинговый инструмент влияния на мнение аудитории, продвижения товаров или услуг. Некоторые лидеры являются экспертами в одной сфере. Другие – хорошо разбираются в разных направлениях одновременно. Сотрудничество с «любимчиками» аудитории обеспечивает массу преимуществ для бизнеса:
- увеличивает спрос на товары или услуги;
- повышает уровень доверия со стороны потенциальных покупателей;
- позволяет раскрутить бренд с нуля и сделать его хорошо узнаваемым;
- увеличивает прибыльность бизнеса;
- повышает уровень конкурентоспособности.
Работа с инфлюенсерами – отличная идея для раскрутки и продвижения любого бизнеса.
Инфлюенсер или блогер – в чем отличия?
Opinion leaders – это более широкое понятие, чем блогер. Речь идет о популярных личностях, которые менее известны, чем селебрити. Последние имеют многотысячную аудиторию поклонников и редко напрямую контактируют с фанатами.
Инфлюенсеры, наоборот, имеют аудиторию всего в несколько десятков тысяч людей и тесно с ней взаимодействуют. Показатель вовлеченности аудитории у амбассадоров в разы выше, чем у блогеров, которые могут похвастаться многомиллионной армией поклонников. Инфлюенсером может стать любой человек, независимо от профессии – спортсмен, модель, стилист, актер.
Макро, нано и микроинфлюенсеры — кто это такие?
Лидеры мнений бывают двух типов:
- Макроинфлюенсеры. Имеют разноплановую аудиторию (по возрасту, географическому расположению, социальным характеристикам) свыше 100 тысяч человек. Сотрудничество с ними обеспечивает солидный охват аудитории. В лице макроинфлюенсера бизнес получает надежного партнера, так как большинство известных лидеров мнений дорожат своей репутацией и стремятся к долгосрочному сотрудничеству. Главные минусы при работе с лидерами с огромной аудиторией — большие гонорары, а также высокий уровень недоверия людей к публикациям макроинфлюенсеров.
- Микро, наноинфлюенсеры. Аудитория таких лидеров мнений не превышает 100 тысяч человек. Несмотря на это, люди с большим доверием относится к информации, которую подают наноинфлюенсеры, воспринимая сообщения, не как рекламу, а дружественную рекомендацию. Все благодаря неформальному общению лидера с фолловерами, которое делает популярного человека похожим на друга. За свою роботу нанолидеры просят меньшие гонорары или вовсе работают за бартер, иногда – безвозмездно. При трансляции информации через наноинфлюенсеров идет более направленное воздействие на определенный тип аудитории, благодаря чему бизнес получает максимальную отдачу за счет высоких показателей вовлеченности. К недостаткам сотрудничества с наноинфлюенсерами можно отнести низкий уровень профессионализма лидеров, неудовлетворительное качество контента, малопрогнозируемый результат работы и вложений.
Несмотря на минусы, средний и мелкий бизнес предпочитает работать с наноинфлюенсерами. В обмен на бесплатный продукт или небольшое денежное вознаграждение они с удовольствием транслируют информацию, которая необходима клиенту, не выдвигая особых требований.
Для некоторых нанолидеров гонорар и вовсе не имеет значения – они считают бесплатные товары достаточной платой за непродолжительные рекламные посылы публике.
Виды инфлюенсеров
Исследования показывают, что современный человек мало доверяет рекламе, негативно реагирует на рекомендации консультантов и продавцов, рекламу в журналах, на телевидении.
Большее доверие вызывают рекомендации живых людей – инфлюенсеров. В зависимости от направления, в котором хорошо разбираются лидеры мнения, они бывают:
- Бьюти-инфлюенсеры. Первыми тестируют на себе косметику разных брендов и самостоятельно задают тренды в индустрии красоты.
- Фешн-инфлюенсеры. Повествуют аудитории о стиле, моде, публикуют фотоконтент с комплектами одежды, посещают и освещают показы мод. Фешн-лидер — это стилист, фотограф и имиджмейкер в одном лице, к рекомендациям которого прислушивается аудитория.
- Диджитал-инфлюенсеры. Виртуальные лидеры мнений, созданные с помощью дорогих цифровых технологий. Цифровые модели идеальны во всем (имеют идеальную фигуру, черты лица), именно поэтому им верит аудитория, за ними следуют тысячи людей.
- Инстаграм-инфлюенсеры. Используют социальную сеть Инстаграм для раскрутки и продвижения, публикации постов и рекламы сообщений заказчика. Аккаунт в социальной сети – место работы opinion leaders.
Продумывая стратегию продвижения бизнеса, важно учитывать тип инфлюенсера и его основную специализацию. Предлагать сотрудничество необходимо тем «агентам влияния», которые имеют схожее направление работы и являются экспертами в том направлении, в котором работает и развивается бизнес. Например, компания, которая продает косметику, может наладить контакт с бьюти-инфлюенсером. Именно такой человек сможет интересно рассказать о бренде и дать рекомендации аудитории по использованию конкретного продукта.
Инфлюенсер маркетинг – что это такое?
Это продвижение брендов, товаров и услуг через инфлюенсеров (лидеров мнений). Инфлюенсером может быть не только человек, но и компания, издание, сообщество, мнению которых доверяет большое количество людей.
Инфлюенсер маркетинг не выглядит, как типовая реклама. Использование данного инструмента не вызывает «баннерной слепоты». Люди с большим доверием относятся к брендам, которые продвигают свою продукцию через лидеров.
На сегодняшний день Influencer Marketing признан самым эффективным способом раскрутки бизнеса. Влияние на мнение аудитории с помощью данного инструмента происходит через публикацию постов, распространение информации в социальных сетях, разработку уникального контента.
Инфлюенсер маркетинг позволяет:
- подробно рассказать о бренде или продукте;
- увеличить объемы продаж;
- увеличить лояльность и отработать негатив.
Помимо положительного влияния, инфлюенсер маркетинг имеет свои недостатки:
- При обращении к лидеру мнений можно получить не только отказ, но спровоцировать бурю негативных отзывов в адрес бренда или продукта. Безусловно, можно потребовать вернуть гонорар, однако, восстановить хорошую репутацию будет сложно.
- Наноинфлюенсеры часто создают низкокачественный контент, которые не приносит ожидаемого результата.
- Найти хорошо лидера мнений на территории России, который глубокого разбирается в отдельном направлении или вопросе, непросто.
- По ряду направлений бизнеса в РФ вовсе нет компетентных opinion leaders.
Как найти инфлюенсеров?
Найти инфлюенсера, сотрудничество с которым принесет пользу, сложно, но возможно. Главное, определиться с целевой аудиторией, рейтингом лидера, который будет продвигать бренд и правильно выбрать соцмедиа площадку для продвижения.
При поиске подходящего компаньона следует учитывать три ключевых фактора:
- количество фолловеров (охват аудитории);
- степень вовлеченности аудитории;
- соотношение цена услуг-качество (результат).
Маркетологи рекомендуют искать лучших лидеров на специальных сайтах и сервисах. Такие площадки облегчают процесс подбора и позволяют найти эксперта в конкретном бизнес-направлении. Один из популярных сервисов – Iconosquare. Площадка позволяет выполнить поиск инфлюенсера по двум заданным критериям: количеству фанатов и сегменту, на котором специализируется лидер (мода, развлечения, здоровье, красота и т. п.).
Именно этот способ поиска наиболее популярен среди бизнесменов и маркетологов благодаря удобству и быстроте подбора.
Еще один способ найти помощника в вопросах раскрутки и продвижения – определить инфлюенсера среди покупателей. Достаточно отследить самых активных клиентов, которые положительно относятся к предлагаемому продукту, вовлечены в жизнь социальных медиа и готовы сделать пост о бренде за небольшую плату или за бартер.
Российские инфлюенсеры – ТОП-3 лидера мнений
С каждым днем в России появляются все больше лидеров мнений, которые работают в разных направлениях. Наиболее известные:
- Александра Ефимова. Эксперт в вопросах здоровья и правильного питания. Автор блога Avocado Sasha. Александра ведет свой Ютуб-канал, развеивает популярные мифы касательно здорового образа жизни, публикует полезные посты и отвечает на вопросы фолловеров.
- Катя Григорьева. Автор самого популярного в Инстаграме antiage-блога. Лидер делится секретами молодости и красоты. Каждый пост Кати – это глубокий анализ выбранной темы. Инфлюенсер регулярно проводит конкурсы среди фанатов и дает консультации по поводу полезного рациона.
- Тома Поданева. Лидер-мотиватор, психолог по образованию, которая ведет красивый блог и общается с подписчиками по поводу зависимости человека от еды.
Как общаться с инфлюенсерами?
Популярные и востребованные лидеры мнений – это занятые люди, с которыми тяжело договориться о сотрудничестве. Чтобы заинтересовать амбассадора, важно правильно оформить обращение. Читать длинные тексты с историей бренда никто не будет. В это же время грамотно выстроенное лаконичное письмо обязательно привлечет внимание и получит отклик.
Типовое обращение состоит из следующих разделов.
- Приветствие. Обращаться следует по имени, без слов «дорогой», «уважаемый» и т. п.
- Первое предложение: зачем и почему? Важно пояснить человеку, что от него требуется и почему он должен откликнуться на предложение.
- Второе предложение: кто? Необходимо представиться и кратко рассказать о себе. Не стоит подробно расписывать достижения и нынешний статус. Важно разъяснить направление деятельности и сделать акцент на работе в одной сфере.
- Третье предложение: что? Без лишних слов и извинений стоит сообщить, что требуется от лидера. Необходим отзыв? Следует написать предложение и пояснить его суть.
- Тема письма. Должна отражать суть обращения. Важно выбрать правильную тему, чтобы письмо не попало в папку спам и вызвало интерес к прочтению.
- Достижение цели. При прочтении письма лидер не должен почувствовать страх и неуверенность автора. Необходимо закончить письмо с юмором, без формальных прощаний. В таком случае цель будет достигнута.
Для повышения шансов на успех рекомендуется следовать простым советам:
- Использовать по минимуму местоимения я, мои, мне.
- Делить текст обращения на абзацы.
- Не писать длинные скучные «полотна».
- Перед отправкой убедиться в правильности адреса.
- Остаивить ссылку на сайт компании. Перед тем как дать ответ, инфлюенсер скорее всего захочет ознакомиться с брендом и узнать о нем больше информации.
Как стать инфлюенсером?
Стать лидером мнений может человек любой профессии и возраста. Шансы одинаково хороши как у эксперта в сфере красоты и ЗОЖ, так и у мамочки в декрете, к мнению которой прислушиваются другие родители.
Главное, иметь хорошие знания в какой-либо сфере и следующие важные личностные качества:
- быть честным;
- иметь аналитический склад ума;
- уметь общаться с людьми;
- вдохновлять других;
- писать и публиковать качественный контент;
- уметь мотивировать;
- быть харизматичной оригинальной личностью.
Инфлюенсеры – это известные или просто общительные люди, примеру которых подражает аудитория. Их советы и рекомендации на вес золота. Они являются важным маркетинговым инструментом раскрутки и продвижения бренда. Наладить общение с трендсеттерами непросто. Привлечь их внимание можно лаконичными и четкими обращениями, а также выгодными условиями сотрудничества.