Паушальный взнос во франшизе: понятие, размер, возможность возврата

Паушальный взнос во франшизе – чаще всего неотъемлемый элемент сделки между владельцем бренда и тем, кто решил себя попробовать уже в «готовом» бизнесе. Впрочем, ситуации, при которых данный платеж не требуется, тоже существуют.

Однако в любом случае предприниматель, решивший начать свою деятельность в данном направлении, должен иметь четкое представление о том, что такое паушальный взнос и каким образом он рассчитывается. Это как минимум поможет не прогадать при заключении сделки.

Суть паушального взноса

Если говорить простыми словами, то паушальный взнос во франшизе представляет собой сумму, которую покупатель или франчайзи платит собственнику торговой марки, то есть франчайзеру. Речи идет о фиксированной цене для всех покупателей. Взнос делают всего раз, после чего компания может вести деятельность под чужим товарным знаком.

Суть паушального взноса

На родине франчайзинга, в США, данный взнос нередко обозначают термином «franchise fee», который переводится, как «лицензионный платеж». В русском языке используется немецкое выражение «die Pauschale», образованное от «der Bausch», то есть «толстый кусок чего-либо».

Дело в том, что первые паушальные взносы во франшизе были настолько крупными для всех видов бизнеса, что сложно себе представить другой вариант их обозначения.

Однако нужно понимать, что в юридической практике паушальный взнос не прописан. Согласно законам нашей страны, для регулирования отношений между компанией, владеющей правами на бренд, и ее партнерами используется договор коммерческой концессии.

По данному документу первое предприятие дает другим разрешение действовать под своим торговым знаком и регистрирует изменения в Роспатенте.

Однако в современном мире речь идет не просто о плате за использование раскрученного бренда. Что тогда входит в паушальный взнос по франшизе? Помимо товарного знака, франчайзер предоставляет технологию производства, технику, стратегии в сфере маркетинга, инструкции, в соответствии с которыми трудится персонал, пр.

Дело в том, что любой франчайзер хочет, чтобы все фирмы, работающие под его названием, обеспечивали клиентам одинаковый уровень сервиса и качества товаров. Поэтому он передает партнеру стандарты ведения бизнеса, и тот должен строго следовать им.

Хозяин торговой марки получает паушальный взнос по франшизе, когда заключен договор – именно в этом документе участники соглашения фиксируют сроки оплаты. Обычно у покупателя есть от нескольких дней до месяца, чтобы перевести средства.

Данный взнос взимается целиком или частями. Иногда франчайзи отдельно платит за использование бренда, обучение персонала, поставку оборудования и другие услуги. Но в большинстве случаев данная сумма должна быть сразу и полностью передана франчайзеру.

Разница между паушальным взносом и роялти во франшизе

После приобретения франшизы компания оплачивает два вида взносов. Сразу после сделки владельцу бренда переводят паушальный взнос, то есть плату за возможность работать под известной маркой. Вторая разновидность платежа называется «роялти» – ее выплачивают ежемесячно за предоставляемую поддержку.

Паушальный взнос во франшизе дает фирме право на использование товарного знака, также франчайзер предоставляет детальное описание бизнес-модели, куда входят бизнес-бук, брендбук и другие документы. Помимо этого, в стоимость иногда входит обучение сотрудников компании-партнера.

Когда франчайзи хочет открыть еще одну фирму под тем же брендом, обычно не обойтись без повторного взноса.

Также договор между основной компанией и ее партнерами предусматривает, что последние должны каждый месяц платить роялти. Это могут быть фиксированные суммы либо определенный процент от оборота, выручки фирмы.

Разница между паушальным взносом и роялти во франшизе

Благодаря роялти партнер получает такие услуги, как обновление стандартов, доработка IT-системы, адаптация маркетинговых материалов. Франчайзер может включить в роялти взнос за маркетинг либо вынести его в качестве отдельного платежа.

На получаемые от франчайзи средства собственник бренда проводит масштабную рекламную кампанию, которая идет по всей стране и даже за ее пределами, если это требуется.

Стоит отметить, что подобная деятельность происходит на регулярной основе. Так как партнеры получают выгоду от подобного маркетинга, им приходится частично его оплачивать, чтобы компенсировать затраты франчайзера – обычно сбор находится на уровне 1-2 % от оборота фирмы-партнера.

Есть франшизы, готовые в течение нескольких месяцев после подписания договора не брать роялти. Стоит оговориться, что последняя равна 4–6 % от оборота фирмы-франчайзи. Однако когда компания действует по агентской модели, то есть партнеры привлекают потребителей, а дальнейшей работой с ними занимается основное предприятие, данная сумма доходит и даже превосходит 50 %.

Размер паушального взноса

Паушальный взнос является стоимостью франшизы. В одних случаях он не превышает нескольких тысяч, а в других речь идет о гораздо более серьезных суммах.

Дело в том, что цена высчитывается как себестоимость бренда плюс прибыль франчайзера. Если разбираться более подробно, в прибыль входит также наценка. Тогда как себестоимость франшизы состоит из ряда бонусов, которые каждый партнер получает от владельца марки – от определенной репутации бренда до планировки помещения.

Объем и качество подобного франчайзингового пакета непосредственно влияют на паушальный взнос во франшизе.

Размер паушального взноса

В паушальный взнос могут входить:

  • товарный знак, то есть возможность законно работать под определенным брендом;
  • помощь в запуске предприятия;
  • бизнес-план;
  • разработка дизайн-проекта и даже подбор самих площадей для будущего офиса;
  • визит представителя франчайзера к новым партнерам;
  • обучение команды;
  • разработка сайта/лендинга;
  • формирование либо передача готовой маркетинговой стратегии;
  • технология производства и оборудование;
  • доступ к CRM и ERP-системе;
  • стандарты, инструкции, в соответствии с которыми персонал будет выполнять свои функции.

От количества привилегий, предоставляемых компании-партнеру, зависят затраты владельца марки, а значит, и сумма паушального взноса во франшизе.

Отдельно стоит сказать о наценке на товар – в роли последнего здесь выступает бренд и возможность его использования. Любое ценообразование базируется на основном правиле: продукт предоставляется покупателю по той цене, которую он готов заплатить и которая устраивает продавца.

В случае с франшизой принцип остается тем же, стоимость предложения должна соответствовать его ценности. Так, неоправданно низкий и завышенный паушальный взнос должен вызывать сомнения при условии, что он не отвечает ценности торговой марки и обещанному пакету поддержки.

Получается, что речь идет о цене, которую фирма готова заплатить за работу под известной маркой и помощь ее владельца. Чем более важные возможности он получает, тем более значительная требуется оплата.

Франшизы без паушального взноса

Данный вариант тоже возможен, но ошибочно полагать, что при таком варианте собственник бренда решил стать благотворителем. Часть затрат он может заложить в роялти, в итоге небольшой паушальный взнос во франшизе или его отсутствие компенсируется высокими ежемесячными платежами.

У некоторых франчайзеров источником основной прибыли являются не паушальные взносы или роялти, а сбыт собственных товаров в торговые точки, работающие под их брендом. Именно по этому принципу функционируют сети магазинов одежды и обуви. Владелец франшизы помогает фирме открыть бизнес, после чего превращается в единственного поставщика.

В данном случае он заинтересован в успехе своих партнеров в бизнесе, ведь его доход непосредственно связан с количеством проданной при помощи франчайзи продукции.

Есть собственники брендов, которые намеренно отказываются от паушального взноса, желая в короткие сроки реализовать свое предложение большему количеству предпринимателей. Такой подход позволяет значительно расширить географию присутствия сети.

Нужно понимать, что чем выше число партнеров у бренда, тем на большую территорию он успешно распространяется, подавляя конкурентов.

Немаловажно, что расширение обеспечивает рост узнаваемости марки, а это приводит к увеличению потока клиентов, заказов, а значит, и прибыли.

Франшизы без паушального взноса

Когда компания предоставляет свою франшизу по низкой цене или даже без паушального взноса, этот продукт легче продать. Однако потенциальному партнеру рекомендуется как можно детальнее ознакомиться с предложением и условиями договора – только так можно убедиться, что расходы на сопровождения франчайзера будут соответствовать его услугам. В результате не придется думать, как вернуть паушальный взнос по франшизе.

Паушальный взнос в бухгалтерии

Обе стороны франшизы отражают паушальный взнос в качестве нематериального актива.

Иногда для собственника продажа услуг, а именно возможности использовать его бренд, является главным источником дохода. В этом случае паушальные взносы указываются в отчетах как часть доходов от реализации. Если его прибыль основывается на иной деятельности, подобные взносы считаются операционными доходами.

Бухгалтерия компании-партнера фиксирует паушальный взнос в расходах будущих периодов: сумма платежа делится на равные части, и те распределяются по обычным видам деятельности на срок, указанный в договоре франшизы.

После регистрации договора в Роспатенте франчайзи получает комплекс исключительных прав, к которым относится товарный знак/коммерческое наименование. В результате данная фирма становится правообладателем и должна уплачивать НДС, в том числе с суммы паушального взноса.

Однако она имеет право на получение налогового вычета в счет исключительных прав, не облагаемых НДС.

Речь идет об изобретениях, на которые есть готовые и зарегистрированные патенты, ПО и базах данных, промышленных образцах и полезных моделях, ноу-хау, промышленных секретах, материалах, составляющих коммерческую тайну.

Возможность возврата паушального взноса

Бывает, что франчайзеры продают недоработанные бизнес-проекты. Через небольшой отрезок времени фирма-партнер понимает, что бренд не принесет выгоды, а паушальный взнос по франшизе уплачен зря. Вернуть средства получится лишь в некоторых ситуациях.

Такая возможность появляется, если договор коммерческой концессии не был заключен в письменном виде, а деньги уже переданы владельцу бренда. Тогда сделка считается недействительной, поэтому возвращаются любые выплаченные в ее рамках средства, в том числе паушальный взнос.

Другой вариант, позволяющий исправить ситуацию: соглашение между сторонами заключено, но документ не зарегистрирован в Роспатенте. Здесь франчайзер обязан отдать паушальный взнос и возместить убытки.

Вернуть взнос можно, если у бренда нет регистрации, а франчайзи вынужден пользоваться неизвестными аудитории наименованиями, товарными знаками, пр. Однако чтобы признать данный факт, потребуется заключение правовой экспертизы либо решение суда по интеллектуальным правам.

Возможность возврата паушального взноса

В любом из перечисленных случаев для возвращения суммы паушального взноса по франшизе и возмещения убытков используют стандартную схему. В первую очередь, франчайзеру направляют претензию. Это может быть сделано под подпись или заказным письмом, предполагающим уведомление о вручении.

Если собственник торговой марки не отвечает в установленный срок либо отказывается вернуть деньги, переходят к разбирательству в суде или в Роспатенте.

Нужно подчеркнуть, что нередко паушальный взнос не соответствует первичным вложениям в открытие фирмы под известным брендом. Всегда есть вероятность, что франчайзи будет вынужден вложить средства в оборудование, товар, самостоятельно оплатить работу сотрудников, аренду, ремонт торговых площадей, пр.

Суммы затрат и паушального взноса могут совпасть лишь при условии, что франшиза включила названные расходы в интересующий нас платеж или партнер может вести деятельность, не имея офиса. Однако чаще всего речь идет об отдельных статьях расходов.

ReklamaPlanet
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
ReklamaPlanet
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.