Как быстро и правильно рассчитать ROI

Обновлено 28 октября 2021

Любой грамотный предприниматель обязан иметь четкое представление о том, как рассчитать ROI. Это даст ему понимание, стоит ли инвестировать деньги в тот или иной проект или, если речь идет о маркетинге, оценить целесообразность проведения рекламной кампании.

Другой вопрос, что с использованием данного показателя могут возникнуть определенные сложности. Тут нужно хорошо понимать, когда именно его нужно рассчитывать и какое значение коэффициента следует считать удовлетворительным.

Понятие коэффициента ROI

ROI расшифровывается как Return on Investment и представляет собой коэффициент окупаемости инвестиций. Он позволяет оценить результаты вложений, то есть их прибыльность либо убыточность для компаний. Вложениями в данном случае считается все: от значительных инвестиционных проектов до текущих затрат, причем во внимание принимаются расходы на зарплату, содержание помещения, продукцию, ПО, налоги, пр. Далее рассчитывают доход, полученный за интересующий период, и определяют рентабельность.

Понятие коэффициента ROI

Данный показатель играет немаловажную роль при оценке затрат на продвижение в рамках маркетинговой деятельности. Благодаря ему становится очевидно, эффективна ли рекламная кампания и какой объем средств придется потратить на дальнейшие маркетинговые проекты. Если вы знаете, как рассчитать ROI, то сможете четко представлять себе суммы, которые расходуются на содержание вашего маркетингового отдела.

Есть несколько похожих коэффициентов: ROMI, ROAS и ROI. В целом, они позволяют сравнить заработанную и потраченную компанией сумму. Правда, для вычисления названных показателей учитываются разные доходы и расходы.

ROAS (Return on Ad Spend) показывает, какой объем прибыли получен за счет проведения пиар-кампаний. Здесь во внимание принимаются исключительно вложения в продвижение и доходы от потребителей, которые решили сотрудничать с фирмой после просмотра рекламы.

ROMI (Return on Marketing Investment) свидетельствует об уровне окупаемости маркетинговых инвестиций.

ROI является показателем окупаемости инвестиций вне зависимости от их типа, поэтому в данном случае учитываются все затраты, связанные с работой предприятия.

Если расходы окупаются, перечисленные показатели являются положительными.

Кому и когда нужно рассчитывать ROI

При помощи ROI предприниматель получает возможность сопоставить эффективность разных инвестиций. Можно проводить анализ для отдельных проектов либо для всего бизнеса. Данный показатель обеспечивает достаточный объем информации, если удается проследить прямую зависимость дохода от затраченной суммы. Это возможно в таких сферах:

  • программы лояльности и стимулирование продаж за счет маркетинга;
  • оценка эффективности сотрудников отдела маркетинга и продаж – значение ROI вполне может быть зафиксировано как KPI всего отдела либо каждого специалиста;
  • прямые моментальные онлайн-продажи.

Думая о том, зачем и как рассчитать ROI, нужно понимать, что данный показатель свидетельствует об уровне эффективности, поэтому заслуживает особого внимания.

Кому и когда нужно рассчитывать ROI

Когда считать ROI? Речь идет об одной из метрик, указывающих на действие, – их принято обозначать как actionable metrics. Есть метрики, позволяющие понять, все ли в компании хорошо, однако по ним не получится узнать конкретные слабые места. Благодаря actionable metrics становится понятно, какие именно моменты в работе фирмы требуют корректировки.

ROI не является формулой конверсии, поэтому его необязательно всегда иметь под рукой. Его используют в тех случаях, когда управленец должен принять конкретное решение. Допустим, выбрать: закупить новую технику или сырье, что делать с одним из рекламных каналов, сохранить или убрать программу лояльности.

Так как необходимо рассчитать ROI, нужно опираться на информацию об отрезке времени, когда рекламная кампания, способ сбыта или изготовления товара не претерпевали серьезных изменений.

2 способа расчета коэффициента

ROI в чистом виде не дает каких-либо результатов. Он обеспечивает сведения, которые управленец должен грамотно использовать, чтобы внести поправки в политику предприятия. Как рассчитать ROI инвестиционного проекта?

  1. Самостоятельно.Данный подход позволяет понять нюансы расчета, чтобы в дальнейшем не удивляться тому, каким образом формируется результат. В любой другой ситуации вычисление данного показателя в ручном режиме – это напрасная трата времени и сил. Кроме того, коэффициент будет недостаточно точным по вине человеческого фактора.2 способа расчета коэффициента
  2. Автоматически.Сегодня существует большой выбор методов, позволяющих быстро узнать возврат в маркетинговые инвестиции, так как можно рассчитать ROI проекта в «Excel» или при помощи специальных сервисов. Практика показывает, что удобнее всего использовать тот способ, который привязан к собираемой в компании статистике – подобную функцию обеспечивают некоторые сервисы. В них можно рассчитать ROI онлайн при помощи пользовательских столбцов на основании полной статистики.

3 формулы для расчета ROI

В данном случае используются разные формулы, базовая выглядит следующим образом:

ROI = (доход – затраты) / объем инвестиций × 100 %.

Таким образом удается оценить результат вложений инвесторов и обосновать эффективность выбранной маркетинговой политики. По данной формуле получается показатель в процентах, при этом отсутствует определенное нормативное значение рентабельности.

Оценить эффективность затрат на финансовые активы, такие как акции, облигации, позволяет формула:

ROI = (прибыль от инвестиций – объем инвестиций) / объем инвестиций × 100 %.

Данный способ расчета нередко используют инвесторы, работающие на фондовом рынке. Результаты оценивают по тому же принципу, что при применении базовой формулы.


Тогда как рассчитать ROI с учетом длительности периода владения активом можно так:

ROI = (доход – затраты) × продолжительность периода / объем инвестиций × 100 %.

Инвестор получает показатель рентабельности инвестиций, если актив принадлежал ему неполный период, например, год или месяц.

3 формулы для расчета ROI

Все приведенные формулы дают интересующий нас показатель по определенной сделке или в целом по активу. Под последним принято понимать компанию или инвестиционный портфель, включающий в себя ценные бумаги.

2 примера расчета ROI

Далее покажем, как рассчитать ROI при помощи простых примеров.

Допустим, фирма выбрала один из доступных каналов для продвижения своего товара – пусть это будет пост соответствующего содержания на странице популярного блогера в «Вконтакте». В данном случае неважно, какое количество публикаций было и с каким посылом.

Итак, реклама на площадке «Вконтакте» дала следующие цифры:

  • вложения– 12 000 рублей;
  • доход – 76 700 рублей.

Иными словами, потрачено 12 000, и реклама привела клиентов, которые купили товар на 76 700 рублей.

Далее нужно подставить значения в формулу:

ROI = (76 700 – 12 000) / 12 000 = 5,39 и умножать на 100 %.

В соответствии с формулой расчета, ROI находится на уровне 539 %. Получается, что каждый вложенный рубль принес почти 5,5 рубля – хороший результат.

Однако мало понимать, как рассчитать ROI, важно разбираться в более сложных темах, например, представлять себе возврат на инвестиции с учетом себестоимости.

Поэтому рассчитаем ROMI, не забыв про основные затраты на изготовление товара:

ROMI = (валовая прибыль – инвестиции в маркетинг) / инвестиции в маркетинг.

Представим, что фирма занимается изготовлением надувных лодок и продает их по 250 000 рублей, причем себестоимость изделия составляет 100 000 рублей. Компания разместила рекламу за 15 000 рублей в журнале для рыбаков и охотников и получила пару заказов. В результате удалось продать две лодки.

Начнем с расчета валовой, или грязной прибыли, от двух единиц продукции:

  • валовая прибыль = валовая выручка – себестоимость реализованной продукции;
  • валовая прибыль = (2 × 250 000 руб.) – (2 × 100 000 руб.) = 300 000 руб.

После чего необходимо вспомнить, как рассчитать ROI в рекламе:

  • ROI = (валовая прибыль – инвестиции в маркетинг) / инвестиции в маркетинг.
  • ROI = (300 000 – 15 000) / 15 000 = 19 и умножить на 100 % => 1 900 %.

Получается, что рубль, вложенный в рекламу, обеспечивает чистые 19 рублей. Перед нами удачный пример инвестиций, поэтому можно смело назвать выбранный журнал настоящей находкой для данной ниши. Разумным решением будет увеличение рекламного бюджета для печати в этом издании.

Показатель ROI, считающийся хорошим

Во время инвестиций в ценные бумаги, создания инвестиционных портфелей необходимо помнить о таком явлении, как волатильность финансовых рынков. Здесь достойный ROI будет зависеть от конкретного случая.

Для бизнеса оптимальным принято называть значение более 10 %. С более низким ROI выгоднее вложиться в банковский депозит.

При прогнозировании инвестиций на фондовом или валютном рынке отрицательный коэффициент также считается допустимым. Многие инвесторы, например, знаменитый Уоррен Баффетт, вкладываются именно в недостаточно оцененные активы.

Показатель ROI, считающийся хорошим

Если говорить о том, как рассчитать и проанализировать ROI в маркетинге, то в этой сфере окупаемость затрат должна превышать 100 %. Вам необходимо вернуть вложения в продвижение, а то, что удалось заработать свыше этой суммы, считается прибылью фирмы.

Плюсы и минусы коэффициента

За счет использования данного показателя потенциальный инвестор понимает, какие результаты даст вложение средств в конкретный проект.

Но это не все достоинства ROI, также он позволяет:

  • провести оценку дохода с учетом временного фактора;
  • рассмотреть все доступные варианты заработка за счет инвестиций, помимо получения прибыли в краткосрочной перспективе;
  • сопоставить ряд проектов и выбрать самый выгодный;
  • подстроить формулу расчета под определенную ситуацию для обеспечения большей информативности коэффициента.

Однако работа с ROI имеет и минусы:

  • Его значение в чистом виде не дает полного объема сведений относительно эффективности бизнеса/сделки. Требуется использовать дополнительные показатели и проводить совместный анализ.
  • Коэффициент статичен, поскольку вычисляется на конкретную дату, также в нем не принимается во внимание временная стоимость денег.

Сложности в расчете ROI

Обычно к ROI прибегают, когда необходимо оценить, насколько результативны вложения. В этом случае бизнесмен представляет достоверную цену продажи или текущую стоимость актива, по которой его удастся продать.

Если проводится оценка ROI еще не совершенной инвестиции, нужно предположить потенциальную цену продажи. Тогда получится внести корректировку на вероятное изменение стоимости, из-за чего искажается смысл данного коэффициента.

Сложности в расчете ROI

В формуле не учитывается продолжительность владения инвестицией. Поэтому необходимы поправки, если вы задумались, как рассчитать ROI для активов с разным сроком владения. Допустим, в портфеле есть акция А со сроком владения 2 года и ROI 30 %, в то время как акция B хранится 1 год и имеет ROI 10 %. Чтобы сравнить коэффициенты, придется разделить на 2 показатель акции А.

Чаще всего во время расчета стоимости инвестиций забывают учесть всевозможные дополнительные расходы, например, транзакционные издержки, налоги. Так, работая с данным коэффициентом в сфере недвижимости, необходимо добавить к вложенной сумме комиссию брокеров, эксплуатационные издержки, налоги, пр.

Ситуации, когда ROI считать бесполезно

Данный показатель не относится к универсальным, поэтому его сложно использовать в таких ситуациях:

  • Цикл продаж с большой продолжительностью.

Речь идет о торговле автомобилями, крупной бытовой техникой, товарами сегмента «люкс», поскольку подобная покупка всегда сопряжена с более долгими раздумьями клиента. Человеку необходимо обдумать все плюсы и минусы приобретения, сравнить товар с другими присутствующими на рынке вариантами, получить консультацию специалистов.

Возможно, сегодня он перейдет по ссылке в рекламе, ознакомится с продуктом, но купит его через год. Здесь ответ на вопрос о том, как рассчитать ROI, во многом зависит от временного отрезка исследования.

  • Сделка на значительную сумму.

Вычислить ROI для дорогих продуктов обычно бывает сложно. Допустим, необходимо продать объект недвижимости. Он входит в число товаров с продолжительным циклом продаж и имеет более высокую цену, чем остальные предложения этой группы. При работе с настолько дорогими товарами всегда много потребителей, которые не готовы на сделку, но хотят узнать условия.

  • Товары, продаваемые по совершенно разной цене.

Сложно оценить результат от рекламы, например, торгуя автомобилями и аксессуарами к ним. Выходом становится разделение всех покупателей на группы по сумме чека. Конечно, любой клиент ценен, даже если он заказал накладку на руль. Но его контактные данные должны обойтись фирме дешевле, чем потенциального покупателя, увидевшего рекламу нового автомобиля.

Получается, расчет ROI – это прекрасный способ быстрой оценки произведенной операции. Благодаря гибкости он может использоваться во многих ситуациях. Наиболее полно данный коэффициент раскрывается в сочетании с прочими показателями, используемыми во время финансового анализа.

ReklamaPlanet
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
ReklamaPlanet
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.