Что такое геймификация и зачем она вам

Обновлено 1 августа 2019

Современный мир — это то место, где мы стремимся постоянно достичь каких-либо результатов. Чаще всего они связаны с нашей работой. Но есть одна важная проблема — большинство людей ходят туда, чтобы просто отсидеть определенные часы и поскорее уйти домой. Тем самым трудящиеся не вовлечены в процесс, а от этого эффективность понижается. Работа должна доставлять удовольствие, не быть скучной и выполняться с большим желанием. Есть ли способы избавиться от рутины и сделать рабочий процесс более интересным?

Что такое геймификация в бизнесе

Самые продвинутые работодатели прибегают ко всем возможным приемам, чтобы повысить интерес и вовлеченность сотрудников. Один из самых известных — метод геймификации. Многие называют его очередным маркетинговым ходом, а кто-то действительно нашел спасение в этом инновационном подходе.

Геймификация — бизнес-инструмент, в основе которого лежат принципы игровых приемов. Суть любой игры — это соревнование. Когда человек играет, он максимально вовлечен в процесс и хочет добиться лучших результатов, выйти на новый уровень. Поэтому если применить геймификацию в неигровых видах деятельности, а на работе, то можно добиться отличного эффекта.

 

Методы «увеселения» бизнеса пришли к нам из компьютерных игр. В каждой игре есть правила, роли, миссии и поощрения за достижения. Такая же структура задач и поощрений за их выполнение переносится на рабочий процесс. Зарабатывая виртуальные очки, человек приходит к успеху в реальной деятельности.

Цели геймификации

Основные цели, которые преследует этот инновационный метод:

  • повышение вовлеченности сотрудников;
  • развитие корпоративной культуры;
  • получение новых знаний и навыков;
  • развитие инновационного мышления;
  • удовлетворение и развлечение.

Основатели тренда

Идея геймификации возникла сразу у нескольких людей по всему миру и в разных отраслях. Они применяли этот метод, но не придавали этому никакого названия. Сам термин геймификация появился еще в 2003 году, но стал широко употребляться только в 2010 году. Отцом-основателем тренда можно считать бизнес-консультанта из Канады Габе Цихерманна. Он является соавтором книг «Маркетинг, основанный на играх» (2010 г.) и «Геймификация средствами дизайна» (2011 г.). Кроме того, он председатель Gamification Summit и редактор блога. А в 2010 году на выступлении Ted Talks, известный разработчик игр Джейн МакГонигал выступила с речью «Компьютерные игры могут изменить мир к лучшему» и волна геймификации началась по всей планете.

Психологические основы геймификации

Что испытывает наш мозг во время игры и почему мы не можем оторваться от нее, проходя уровень за уровнем? Все это напрямую связано с человеческой психологией. Игрок испытывает 4 вида психического состояния:

  • «Трудное веселье». Наслаждение наступает, если игра сложная. В самые сильные моменты эйфории игрок, как правило, чрезвычайно напряжен.
  • «Легкое веселье». К данной категории относятся простые игры, позволяющие игроку без особых усилий получить желаемый результат и заряд положительных эмоций.
  • «Общее веселье». Речь идет об играх, содержащих социальные элементы. Играя с реальными людьми из разных уголков планеты — это уникальный опыт интересного взаимодействия.
  • «Серьезное веселье». Это игры с реальным материальным вознаграждением.

Где применяется геймификация

Если вы начинаете понимать, что и у ваших сотрудников не хватает мотивации, сплоченности и интереса к труду — пора принимать меры по оздоровлению рабочей атмосферы.

Методы геймификации нашли применение во многих сферах жизни:

  • бизнес;
  • обучение;
  • социальные сети.

Самое важное в бизнесе — это иметь постоянных клиентов, а значит, правильно их привлекать. И здесь часто используются элементы игры. Например, у себя на сайте вы можете сделать опрос, где за каждый правильный ответ клиент получает n-ую сумму в виде скидки на продукт компании. Скидку и опрос можно заменить на что угодно.

На Западе любят отбирать кандидатов на разные должности с помощью игр и интересных тестов. Пройти компьютерную игру прямо из дома вместо скучного собеседования предлагают самые продвинутые компании. Отчет о пройденных уровнях попадает HR-менеджеру и решает подходите вы или нет.

В обучении

Все мы во время учебы в школе или университете получали оценки, с помощью которых преподаватели определяли уровень наших знаний. Но не только. Оценки, по сути, те же самые очки в компьютерной игре, которые мотивируют игрока на достижение лучших результатов и получение самых заветных наград. К тому же низкий балл в виртуальной игре не вызовет большого расстройства у ребенка, нежели «двойка» по экзамену.

Проектов геймификации в сфере образования очень много. Самый очевидный пример — это платформы и мобильные приложения для изучения иностранных языков. Они построены как многоуровневая игра с рейтинговой системой. Обучающийся не только получает знания в игровой форме, но и соревнуется с другими участниками. К тому же в приложениях предусмотрены специальные призы.

Еще один интересный пример — образовательная ролевая онлайн-игра. Она предлагает школьникам создавать и «прокачивать» виртуального персонажа за счет реального прогресса в учебе. Игра распределяет очки между учениками за правильные ответы, «раздает» сверхспособности и поощряет инициативу. Например, вы желаете проявить альтруизм и помочь однокласснику с домашним заданием, вы получите за это дополнительные очки, за которые можете отказаться от одного вопроса на экзамене. Таким образом, процесс обучения превращается из рутинного занятия, лишенного мотивации, в самое настоящее соревнование.

В соцсетях

Один из важных атрибутов жизни современного человека — это социальные сети. В интернет-пространстве многие люди хотят казаться успешными, важными. Создатели фитнес-браслетов, совместно со спортивными брендами дают такую возможность. С помощью браслетов можно делать следующее:

  • ставить себе цель и достигать ее;
  • получать бейджи за достижение хороших показателей, подчеркивающие ваш статус;
  • хвастаться результатом в социальных сетях, следить за успехами других и устраивать соревнования со своими друзьями.

Принципы геймификации

Есть несколько принципов, на которых основывается этот метод. Ниже перечислены основные из них:

  • принцип мотивации;
  • принцип неожиданных открытий и поощрений;
  • принцип статуса;
  • принцип вознаграждения.

Прежде всего — мотивация. Необходимо поставить перед человеком конкретную цель, которая заставит его включить фантазию и вообразить, какой вожделенный приз его ждет, если у него получиться достигнуть желаемого. Мысленно человек уже почувствует себя победителем, а после этого обязательно захочет воплотить в жизнь все задуманное.

Эффект неожиданности заключается в том, что человек получает награду или бонус, о которых не подозревал заранее. Приятные сюрпризы всегда дают дополнительный стимул к действию и укрепляют дух.

Принцип статуса. Подсознательно мы стремимся стать лучшими в своем деле. А соревнование — это отличный способ доказать свое лидерство. Нужно сделать так, чтобы после победы человек в полной мере насладился ею и потешил свое самолюбие. Для этого в геймификации есть такие пункты как «доска почета», рейтинги и т. д.

Награда – обязательный атрибут. Она должна присутствовать в любом игровом процессе. Но есть и обратная сторона: чрезмерная мотивация с негативным эффектом. Это происходит, когда внешний стимул что-то делать уменьшает или даже устраняет внутреннюю мотивацию. Этот эффект — демотивация от внешнего поощрения. Поэтому очень важно соблюдать баланс.

Элементы геймификации

Любая игра строится из отдельных частей, которые называют игровыми элементами. Например, шахматы включают в себя такие элементы как фигуры, которые передвигаются по полю установленным способом, завоевывая участки соперника, «съедая» его фигуры. В конце победитель ставит «мат» проигравшему. Таким образом, элементы игры включают в себя и предметы, и особенности их взаимодействия, и четкий набор правил.

Есть определенный список элементов, без которых не может обойтись ни одна игра. Основные элементы геймификации:

  • баллы – вознаграждения, получаемые за выполнение задач или опредееонных действий;
  • бейджи — виртуальные награды, предназначенные для измерения активности участников процесса и определения их прогресса;
  • рейтинги —показатели, отображающие успехи участников ;
  • уровни — статусы, которых участники могут достигать посредством своих действий в процессе;
  • лидерборды — таблицы лидеров, на которых нужно равняться;
  • виртуальная валюта — средства, которые можно зарабатывать и тратить;
  • виртуальные товары, которые можно покупать на виртуальные деньги;
  • интерактивные элементы — всевозможные элементы визуализации процесса;
  • дайджесты успеха — тематические информационные продукты.

Самыми важными среди перечисленных элементов являются первые три: баллы, бейджи, рейтинги.

Баллы нужны для выполнения следующих задач:

  • ведение счета;
  • определение вознаграждение;
  • оценка прогресса;
  • информирование разработчика геймификации.

Функции бейджей тоже значительны:

  • наглядная демонстрация достижений участников;
  • подтверждение важности;
  • олицетворение статуса участников.

Вместе с этим, бейджи красиво оформлены графически, что создает определенную атмосферу и поддерживает общее ощущение от игры. А также они коллекционируются игроками, чтобы подчеркнуть свое превосходство над соперниками. Когда человек его чувствует, то он получает удовольствие и хочет испытывать это снова и снова. Это побуждает его возвращаться к игре.

Рейтинги нужны для выполнения следующих задач:

  • соревновательный момент;
  • определение проигрышной ситуации (система штрафует отстающих игроков);
  • определение выигрышной ситуации (поощрение лидеров за набранные очки).

При использовании механики рейтинга нужно не допускать важной ошибки: разрывы в количестве набранных очков между пользователями системы (или между уровнями пользователя) не должны быть демотивирующими, недостижимыми. Если новичок видит, что у опытных игроков около миллиона очков, а у него всего лишь один, то он не захочет играть.

Виды геймификации

Внутренняя

Этот вид геймификации используется внутри компаний и выполняет следующие функции:

  • повышение производительности;
  • усиление командного духа;
  • развитие корпоративной культуры;
  • стимулирование инновационной деятельности.

Некоторые организации используют элементы геймификации при процессе адаптации нового персонала. Знакомство с коллективом и новыми обязанностями — это всегда стресс. Если сделать этот процесс более неформальным, то он пройдет быстро и безболезненно для сотрудника. Яркий пример – компания TWiga, которая устраивает представления во внутрикорпоративном театре. В мероприятия активно привлекаются новички, которые в игровой, непринужденной атмосфере могут поближе познакомиться с коллективом и наладить взаимоотношения.

Другой интересный образец внедрения игровых элементов в работу — американская сеть ресторанов Not Your Average Joe’s. Руководители решили мотивировать официантов с помощью фирменного приложения Muse. Суть такова: в аккаунте каждого сотрудника фиксируются суммы чеков и чаевых, а также обозначается место в общекомандном рейтинге. Топ-работники могут выбрать награды за свои достижения, например, отгулы.

Внутреннюю игрофикацию рекомендуется проводить в фирмах с молодым и динамично развивающимся коллективом, готовым изучать все новое и интересное.

Размах геймификации может быть очень разным, это зависит от целей и возможностей бюджета. Начиная от простых мотивирующих стикеров на доске в вашем офисе, и до глобальных внутрисетевых проектов.

Внешняя

Задача внешней геймификации — привлечь клиентов, заработать их уважение, укрепить лояльность и увеличить общий рост прибыли. Примером успешного внедрения этой модели продемонстрировал российский мобильный оператор МТС. В 2011 году он запустил масштабную игру под названием «Red Quest», где участники спасали планету, выполняя задания.

Параллельно, всем игрокам приходили информационные письма о новых акциях оператора и специальных предложениях, за активацию которых давались бонусы в игре. Для поощрения самых активных действовал призовой фонд. Результат превзошел ожидания. В игре приняло участие более 3 млн человек со всей России, а объем продаж тарифных предложений вырос на 20%.

Преимущества и недостатки геймификации

Сторонники применения игровых инструментов в неигровых процессах уверены, что рано или поздно любая работа будет геймифицирована. Противники этого метода, в свою очередь, опасаются, что это просто еще одна причуда менеджеров или новая форма управленческого контроля. Нужно разобраться, в чем же плюсы и минусы геймификации.

Преимущества:

  • повышается производительность труда;
  • можно определить лидеров;
  • идет оперативная обратная связь;
  • растет качество коммуникаций в команде;
  • укрепляется командный дух;
  • уменьшаются конфликты между сотрудниками;
  • создается позитивная атмосфера в коллективе, благоприятный психологический климат;
  • развивается корпоративная культура;
  • повышается вовлеченность;
  • развивается инновационное мышление.

Недостатки:

  • поверхностность;
  • краткосрочный эффект;
  • вероятность жульничества в играх, агрессивная конкуренция;
  • игры устаревают и становятся неинтересными;
  • не все сотрудники желают участвовать;
  • игры могут отнимать много времени и доминировать над серьезными рабочими задачами;
  • необходимо выделять дополнительный бюджет на разработку и внедрение игр.

Помимо минусов, часто менеджеры допускают «перегибы». В гонке за повышением показателей они без разбора внедряют геймификацию во все возможные рабочие процессы. Они забывают, что сотрудники должны получать удовольствие от работы и понимать ее смысл.

Примеры геймификации

Nike

В 2012 году компания Nike выпустила приложение, которое направлено на мотивацию людей к занятиям спортом, а значит и покупке фирменной одежды и обуви. Это самый яркий пример геймификации в истории спортивных брендов. Суть приложения в том, чтобы отслеживать, сколько калорий человек сжег во время тренировки. Полученным результатом можно делиться с друзьями и соревноваться за лучшие достижения.

Starbucks

С помощью геймификации Старбакс стимулирует клиентов возвращаться в кофейню и покупать больше. В программе лояльности My Rewards люди получают балл за каждый раз, когда покупают что-то в кофейне. После накопления определенной суммы очков самые преданные посетители получают приз в виде бесплатной чашки кофе.

Макдональдс

Впервые акция геймификации Макдональдс прошла еще в 1987 году: при покупке чего-либо в фастфуде, покупатель получал билеты. Каждый обозначал место на игровом поле, как в «Монополии». Цель игры — собрать все билеты одного цвета, чтобы выиграть приз. Макдональдс до сих пор использует эту идею.

Кока Кола

Непредсказуемость и любопытство — вот что побуждает людей участвовать в геймификациях от Кока-Колы. Время от времени она проводит акцию: нужно скачать приложение от бренда, запустить его во время его телевизионной рекламы и трясти своим гаджетом, чтобы поймать на экране скидки и призы от партнеров. Получилась увлекательная игра и эффективное брендирование.

Magnum

Magnum создал онлайн-игру по мотивам легендарного Super Mario. Игроки набирают очки, а их результаты заносятся на доску достижений в соответствии с количеством собранных конфет. Все их собранные конфеты превращаются в бесплатное мороженое Mаgnum Temptation.

Samsung

Компания проводила акцию: «Выиграй новенький Samsung S4», просто глядя на его изображение определенный период. Зрители не должны были отвлекаться на окружающие раздражители. Главный вопрос, который интересовал каждого игрока и зрителей после прохождения каждого уровня — а же будет дальше? Вот такой розыгрыш в интерактиве со случайной аудиторией и одновременная популяризация бренда.

Heineken

Во время Лиги Чемпионов, пользователи могут скачать приложение от бренда Heineken. Во время просмотра игры им предлагают предсказать исход матча и все возможные опасные моменты. Таким образом, спонсор непосредственно взаимодействует с аудиторией в форме игры.

Как этому научиться

Стоит отметить, что все знания приходят с опытом. Научиться владеть методом геймификации вполне возможно. Существует два способа обучения этому навыку — теоретический и практический.

Теоретический аспект предполагает получение соответствующих знаний.

Практический аспект предполагает применение этих знаний в своей жизни, другими словами — это переход к реальным действиям.

Однако зачастую случается так, что теоретические основы остаются лишь багажом, который человек просто держит у себя в голове. Причиной этому служит элементарное незнание того, как вообще применять то, о чем имеешь представление. Исходя из этого, любой курс, тренинг, семинар и другой обучающий продукт просто обязан быть создан с уклоном на практику.

Уроки по геймификации

Существует множество различных курсов, обучающих методам геймификации. Вот примеры самых популярных из них:

  • «Геймификация: основы». Курсы от бизнес-школы нового поколения Kogio. Вы ознакомитесь с западным трендом использования игровых методик в бизнесе, образовании и общественных проектах — геймификацией. Применяя специально разработанные игровые методики, вы сможете повысить мотивацию сотрудников компании или же найти новых клиентов. Вся теория объяснена на описании кейсов западных универститетов.
  • Проект «4brain». Каждый урок дает практические, четкие советы, что и как нужно делать. Ваша задача — изучать материал, впитывать знания и применять их на собственную деятельность. Курс включает в себя много полезных кейсов, лекций от опытных людей, уже не первый год занимающихся геймификацией. Вам будут предложены этапы построения игровой системы от самого лучшего профессионала своего дела Кевина Вербаха и многих других.

Практические советы по применению геймификации

Рекомендации по применению игровых элементов в вашем бизнесе:

  • оценивайте материальные возможности компании (распланируйте бюджет);
  • не превращайте помещение компании в «игровую комнату», это будет отвлекать от работы;
  • не принуждайте сотрудников к участию в играх;
  • рассчитайте индекс вовлеченности;
  • следите за тем, чтобы сотрудники не только зарабатывали баллы в личных интересах, проходя очередной этап в игре, но и приносили финансовый эффект компании;
  • не копируйте опыт других компаний;
  • привлекайте экспертов, если вы плохо разбираетесь во всех тонкостях.

Подводя итог, стоит отметить, что геймификация в бизнесе — не панацея. Все действия и нововведения должны быть очень четко спланированы квалифицированными специалистами и адаптированы под вашу компанию. Можно сплотить сотрудников, повысить их вовлеченность в процесс и добиться больших результатов, главное, соблюдать равновесие между игрой и работой.

Александр Романов
Оцените автора
( Пока оценок нет )
ReklamaPlanet
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector