Обновлено 29 октября 2021
Каждый владелец сайта, не знакомый термином «usability», задается вопросом, почему страницы с одной и той же информацией работают по разному, имеют различную степень эффективности. Ответ лежит на поверхности: сайт не удобен или не понятен для пользователя. Посетителю нет смысла прилагать усилия, чтобы разобраться с информацией, если есть альтернатива. Поэтому прежде чем создать грамотный сайт, следует ознакомиться с основами юзабилити.
Что такое юзабилити сайта?
Юзабилити сайта – его простота и понятность для рядового пользователя. По статистическим данным посетитель проводит на странице около 27 секунд. Он заинтересован в быстром нахождении информации и, не разобравшись с интерфейсом за столь короткое время, сайт покидает. Причем пользователю уже не важно, были ли на этой странице полезные для него сведения. Неприветливое оформление, не соответствующее представлениям посетителя об удобстве, скорее всего, его отпугнет раз и навсегда.
Исследование юзабилити показывает, что коммерческие онлайн-проекты теряют из-за сложности интерфейса до 50% потенциальных клиентов, 40% из которых возвращаться больше на этот сайт не желают.
Требования к юзабилити
- ориентация – новый посетитель не должен теряться на странице, его внимание не должны отвлекать дизайн и второстепенные элементы;
- эффективность – возможность быстрого выбора варианта действия, нужного пользователю (ресурс не должен быть перегружен лишними переходами по вкладкам и ссылкам, клиенту хочется получить информацию здесь и сейчас);
- запоминаемость – пользователь, побывавший на странице, должен легко запомнить нужный алгоритм действий;
- работа с ошибками – быстрое исправление и ликвидация «лагов»;
- удовлетворенность – субъективная оценка сайта, его эмоциональное восприятие аудиторией (разработчик сам вряд ли сможет критиковать свой продукт, лучше прислушаться к мнению со стороны).
Взгляд на свою интернет-страницу и оценка его посетителем никогда не совпадают. Для улучшения юзабилити сайта необходимо критически относится к своему продукту и прежде всего сделать его удобным для целевой аудитории.
Юзабилити по методу Стива Круга
Множество web-мастеров постоянно ломают головы, как сделать сайт удобным, и юзабилити по методу Стива Круга на сегодняшний день представляется максимально простым и эффективным вариантом для применения на практике. Следуйте нижеприведенным правилам при разработке интернет-площадок и посетители обязательно это оценят.
Советы по юзабилити сайта.
- Посещение страницы не должно вызывать чувство потерянности. Главная страница ресурса или любая лэндинг пэйдж должна объяснить юзеру, с какой целью она создана. К примеру, это может быть яркое приветствие с подсказкой, что здесь можно заказать юридические услуги. Желательно, чтобы данный блок был виден посетителю и при переходе на другие страницы.
- В приветственном блоке актуально разместить информацию, которая может заинтересовать пользователя, помимо продукта, который он ищет. Допустим, интернет-магазин, продающий телевизоры, может упомянуть о необходимости покупки сопутствующих товаров, таких как антенны и тюнеры, или предложить услуги по ремонту.
- На главной странице должны указываться основные названия рубрик. Регистрация должна быть простой и удобной. Информация – свежей и постоянно обновляемой.
- Ресурс необходимо сделать структурированным в целом. Разработка юзабилити сайта должна основываться на принципе последовательности – важные элементы должны быть более заметны, шаги пользователя отражаются при переходах по пунктам меню.
- Юзабилити продающего сайта должно содержать элементы, привычные широкой аудитории. Непонятный интерфейс отпугнет покупателя. Поэтому рекомендуется использовать всем известную корзину для товаров, сравнение цен и сортировки по цене, виду или другим параметрам.
- Больше внимания рекомендуется уделить кнопкам. Должно быть понятно, что от посетителя требуется «клик» по ней. То же требование и к ссылкам – их выделяют другим цветом.
- Нельзя перегружать страницы, создавая высокий уровень визуального шума.
- Навигация должна быть удобной и простой. Пользователю необходимо знать, где он находится, как вернуться в предыдущее меню, где находится поиск и основные кнопки действий.
Данные рекомендации следует учитывать и применять на практике при создании сайта любой сложности. Если не знаете, как сделать лучше, делайте стандартно.
Как самостоятельно провести исследование юзабилити?
В процессе создания веб-площадки необходимо постоянно ориентироваться на взгляд «извне». Как было уже сказано, мнение верстальщика и покупателя очень отличаются. Чтобы выявить и устранить ошибки при создании страницы, проводится юзабилити тестирование сайта. Причем чем раньше обратиться к нему, тем лучше.
Что такое юзабилити аудит сайта? Это комплекс действий, направленный на поиск недоработок создателей ресурса.
Как провести исследование юзабилити сайта по всем правилам?
- Первым делом подумайте над помещением. Лучший вариант – арендовать юзабилити-лабораторию, изолированную от внешних шумов и других раздражителей. Также можно использовать обычный офис или другое помещение, оборудованное компьютерами.
- Далее необходимо определиться с целевой аудиторией, которая задействована в оценке юзабилити вашего проекта. По мнению Стива Круга, это могут быть любые пользователи. Но если интернет-магазин продает очки для зрения, лучше все же тестировать площадку именно на людях, недостаточно видящих. Отнеситесь осознанно. Выберите не менее 3–5 человек.
- Группе дается задание на выполнение стандартных действий. Лучше сделать несколько небольших исследований.
- За каждым тестируемым желательно наблюдать отдельно, не мешая и не подсказывая последовательность действий. Каждую трудность необходимо записывать и анализировать.
- По результатам теста можно сделать юзабилити анализ – вывод об ошибках, допущенных при разработке страницы.
Опираясь на полученные при тестировании результаты, нужно внести корректировки в свой продукт, а через время повторить процедуру. Чем больше раз будет проанализирован сайт, тем лучше.
Чек-лист по оценке юзабилити сайта
Перед запуском продукта в интернет, когда несколько раз сделан анализ юзабилити, следует убедиться в том, все ли на месте, действительно ли пользователь будет комфортно чувствовать себя, посетив страницу.
Чек-лист по юзабилити сайта может выглядеть следующим образом.
- По главной странице видно, чему посвящен ресурс и какую информацию он может предоставить.
- Контент грамотно структурирован. Посетителю понятно, где он находится в данный момент – активный пункт меню подсвечен или выделен каким-либо другим образом. Понятно, как вернуться на главную страницу или на шаг назад.
- Каждая страница оформлена в одном стиле, имеет главный логотип. Взаимосвязанные элементы находятся рядом друг с другом (допустим, цена неотделима от товара).
- Удобное поле поиска, наличие подсказок для новичков. Сама поисковая система охватывает весь сайт и правильно работает.
- Текст лаконичен, понятен, SEO-оптимизирован. Оформление и стиль изложения одинаковы, а заголовки грамотно отражают суть раздела.
- Внешний вид сайта должен быть адаптирован под различные устройства.
- Кнопки выглядят кликабельными, курсор изменяется при наведении на них. Ссылки рабочие и удобные для нажатия.
Неоднократное исследование юзабилити в процессе создания ресурса поможет выявить ошибки, допущенные при разработке. Обязательно прислушивайтесь к тестировщикам, ведь страница в первую очередь должна быть удобна и понятна пользователю.
Инфографика о usability интернет сайтов
Что делать, если сайт не работает на полную мощность?
На сегодняшний день на рынке существует достаточно много компаний, готовых предложить услуги тестирования интернет-ресурса, чтобы разобраться с ошибками, допущенными разработчиками.
Как провести аудит юзабилити сайта? Закажите данную услугу через интернет или посредством обращения в офис, занимающийся продвижением сайтов.
Заказать аудит может любой владелец площадки в интернете. Особое внимание стоит обратить на эту услугу тем, кто занимается маркетингом.
Что делают данные компании для улучшения usability сайтов?
- Знакомятся с контентом ресурса.
- Определяют целевую аудиторию.
- Проверяют функционирование сайта и всех его элементов.
- Анализируют качество контента.
- Работают над дизайном.
- Составляют статистику кликабельности.
- Анализируют путь пользователя к нужной информации и упрощают его.
Компании, проводящие аудит, обещают существенное увеличение конверсии сайта (более, чем в два раза), увеличение статистики продаж вдвое, привлечение новых клиентов без дополнительных затрат на рекламу.
Сколько стоит улучшение usability
Начальная стоимость улучшения юзабилити сайта составляет примерно 500 долларов. Цена зависит от вида ресурса и его наполненности. Если учесть, что на рекламу зачастую тратятся намного большие суммы, над заказом тестирования независимой компанией стоит задуматься.
Таким образом, владельцу площадки необходимо всегда держать руку на пульсе. Каждый раз при малейшем ухудшении статистики страницы, задавайтесь вопросом, как улучшить юзабилити сайта. Это необходимо не только на этапах создания ресурса, но и в процессе его функционирования. Не отставайте от конкурентов, ведь с каждым днем в интернете появляются новые инструменты и возможности.
Большое спасибо. Будет полезна полезна для любого, кто хочет развивать бизнес в интернете.