Воркшоп как принцип обучения

Обновлено 11 февраля 2022

Воркшоп – относительно новый для нашей страны формат обучения, но в последнее время он становится все популярнее. Дело в том, что, по сравнению со многими другими подходами, он обладает массой неоспоримых преимуществ, а также позволяет раскрыть в человеке совершенно новые грани.

Сам принцип подобного обучения известен достаточно давно, иначе не родились бы фразы «Теория без практики есть ничто», «Час работы научит большему, чем день объяснений», «Мастерство приходит только с практикой» и тому подобные.

Что ж, воркшоп как форма обучения лишь подтверждает эти сентенции. А главное – данная методика отлично подходит для освоения любого рода деятельности.

Понятие воркшопа

Воркшопом называется современная модель обучения, предполагающая много практической деятельности и развитие навыков командной работы.

Если говорить простыми словами, воркшоп напоминает мастерскую, в которой собираются заинтересованные люди и специалист в конкретной области. Последний знакомит группу со своей профессией, посвящает в ее тонкости.

Понятие воркшопа

Здесь существует два формата. Первый предполагает индивидуальную деятельность, при которой каждый участник занимается собственным проектом, после чего уходит с готовым продуктом. Другой вариант связан с работой в команде – участники обсуждают задачу, генерируют идеи и ищут способы решения. Результат их труда принадлежит компании-организатору.

К воркшопам в 2021 году прибегают в разных сферах, где требуется создать новый продукт за счет интенсивной групповой работы. Речь идет о таких направлениях, как визуальное искусство, то есть живопись, фотография. Также данный формат подходит для ручного производства товаров, например, столярного дела, дизайна одежды, украшений.

Воркшопы помогают создавать концепции в рамках подготовки стартапов, решения задач в веб-разработке.

Данный способ обучения и обмена опытом достаточно часто используют в маркетинге, так как он дает возможность заниматься подготовкой кампаний по продвижению, разного рода стратегий, в том числе, направленных на позиционирование.

Команду составляют владельцы предприятий, руководители отделов продаж и маркетинга, маркетологи. В таком формате работы они могут поделиться собственными идеями и свежим взглядом на ту или иную тему, получить немало новых сведений, вместе решить актуальные задачи.

После воркшопа идеи группы реализуются на практике.

Работа может вестись как во время реальной встречи, так и онлайн – все зависит от того, к какой сфере относятся получаемые участниками навыки. Допустим, обучение поварскому делу не даст желаемого эффекта без кухни и оборудования. В то время как воркшоп по data-science может проходить на базе Zoom, Microsoft Teams или FaceTime Links.

Нужно понимать, что воркшопы имеют разные назначения. В большинстве случаев их проводят в качестве платных мероприятий ради заработка. Либо подобным образом можно продвигать новый продукт, обеспечивая интерес к нему со стороны профессиональной аудитории.

Также формат позволяет искать персонал, привлекать сторонних специалистов для разработки концепций, повышать уровень знаний команды.

Каждая встреча посвящена одной теме и предполагает конкретное задание. Допустим, иллюстраторы работают над одной задачей, но их исполнение будет соответствовать личному стилю, излюбленной технике, также будут отличаться материалы.

7 отличительных особенностей воркшопа

    1. Особое внимание уделяется практике, несмотря на то, что участники получают и теоретические знания. Главная цель состоит в решении практических задач.
    2. Используется ускоренный формат обучения, который может показаться несколько агрессивным. Студенты должны быстро впитывать всю информацию, которую им дают наставники, после чего они сразу применяют знания на деле.

7 отличительных особенностей воркшопа

  1. Важно как получение профессиональных навыков, так и развитие коммуникационных способностей. Участник воркшопа учится воспринимать сведения, подстраиваться под непривычные форматы, справляться со стрессом, пр.
  2. На выполнение задач дается ограниченное время.
  3. Студент должен получить большой объем знаний еще до начала обучения в воркшопе. Таким образом удается сократить временные издержки и добиться большей эффективности от работы в группе.
  4. Здесь можно попробовать себя в профессии, поработать с реальными проектами, не ограничиваясь абстрактными примерами.
  5. По результатам своей деятельности в группе студент получает полноценное портфолио, которое пригодится ему на профессиональном пути.

7 основных типов воркшопов

Воркшоп-мастерская

Позволяет передавать практические навыки в процессе производства изделий – такой формат предполагает работу руками. А именно: мастер демонстрирует основы техники, потом ученики сами создают продукт из заранее подготовленных материалов, например, украшения, деревянные предметы, вышивку, пр.

Воркшоп-студия

Обычно используется для реализации творческих проектов, а результатом становится готовый продукт, который можно представить обществу, выставить на продажу. Допустим, после воркшопа для фотографов печатают фотоальбом или проводят выставку.

Формат дискуссии

Первым этапом обучения являются выступления участников, после чего группа переходит к обсуждению. Обычно у каждого спикера есть несколько минут, чтобы познакомить аудиторию со своими идеями, потом слушатели могут задать вопросы. В результате дискуссии коллектив должен получить готовое решение.

В процессе такой работы студенты обмениваются информацией, знакомятся с мнениями специалистов-коллег по актуальному вопросу, получают возможность сделать выводы.

Формат мозгового штурма

Любые, даже странные и далекие от реальности идеи озвучиваются участниками подобного воркшопа. Все предложения записываются, а в финале группа выбирает из общего списка наиболее интересные и эффективные. В отличие от дискуссии, здесь отсутствует критика идей.

Благодаря мозговому штурму студенты развивают в себе способность к творческому мышлению, учатся генерировать свежие решения и применять для этого самые неожиданные подходы. Все полученные в процессе работы техники можно применять самостоятельно либо передавать коллегам.

Данный формат позволяет, например, создать заготовку для рекламной кампании, справиться с технической проблемой.

7 основных типов воркшопов

Проведение тимбилдинга

Данный метод обучения в команде относится к самым универсальным и предполагает геймификацию процесса. То есть ведущий воркшопа устанавливает правила и роли участников, тогда как последние должны, не выходя за пределы своих ролей, формировать корректные модели поведения и в итоге получить необходимые навыки.

Данный подход используется в менеджменте, сфере обслуживания, пр.

Воршкоп-марафон

Обучение в таком формате длится от нескольких дней до нескольких недель, позволяя членам группы заниматься масштабными задачами и проявлять себя.

Искусственно созданные экстремальные условия идеальны для генерирования неожиданных идей, концепций, которые никогда бы не появились, если бы участники пребывали в привычном расслабленном состоянии.

Формат соревнований

Этот тип воркшопа близок к тимбилдингу и представляет собой работу команды над поставленными задачами. Соревнования любят проводить крупные компании, чтобы обучать менеджеров и находить свежие решения актуальных проблем.

3 показательных примера воркшопа

Воркшопы организуют многие крупные фирмы и малый бизнес. Для одних это в первую очередь способ обучения персонала, для других – метод привлечения новой аудитории, изменения репутации бренда. Сегодня существуют разные подходы к использованию данного формата, и все они не лишены своих достоинств.

3 показательных примера воркшопа

Далее речь пойдет о нескольких воркшопах – их пример может быть полезен во время подготовки марафона или мастерской.

Воркшопы от фотографов

Данное направление популярно у молодых фотографов и специалистов в этой сфере. Сегодня любой поисковик выдает огромную подборку интерактивных курсов по съемке и работе фотографа.

Один из курсов, которые предлагает посетить Google, ведет Юлия Зальнова. Она набирает в группу до 6 человек, объясняет, как получать красивые портреты и пейзажи, а также знакомит своих студентов с нюансами профессии. А именно: рассказывает, как работать с клиентами, распознавать их пожелания, справляться с финансовыми вопросами, пр.

Обучение от Wrike Tech Club

В прошлом году компания организовала бесплатный онлайн-воркшоп, темой которого стала итерационная разработка. Он был выстроен по принципу лекции, во время которой студенты активно задавали вопросы.

Авторы разобрали большинство аспектов итерационной модели разработки и показали, как решать проблемы, возникающие в процессе деятельности.

Воркшоп от IKEA

Шведский производитель регулярно проводит обучения в различных форматах. Пандемия заставила IKEA перевести все курсы в Интернет, хотя прежде некоторые встречи проводились офлайн.

Компания предлагает самые разные темы: самостоятельная сборка стульев, расхламление на кухне, систематизация посуды, консультации по выбору мебели, оформление гостиной. Занятия больше всего напоминают школьные уроки труда, дополненные элементами дизайна и базовой инженерии – может показаться невероятным, но разбор посуды на кухне по методу IKEA близок к игре в тетрис.

Польза данного формата обучения

Любая полученная информация быстро забывается, если не была использована на практике. Когда знания внедрены в рабочий процесс, они закрепляются в памяти, как и полученные благодаря им навыки.

Воркшоп позволяет учиться у классного специалиста в своей области, а также перенимать опыт друг у друга, отказавшись от традиционных схем обучения. Высокий темп проведения занятий необходим, чтобы студенты быстро и эффективно усваивали информацию.

Кроме того, данный формат обучения позволяет людям знакомиться с коллегами в своей профессиональной области, налаживать связи.

Важна и соревновательная составляющая воркшопов. Она присутствует всегда, даже если организаторы мероприятия не говорят о ней прямо, ведь каждый участник на подсознательном уровне старается проявить себя лучше остальных.

Нужно понимать, что речь идет об эмоциональном мероприятии, обеспечивающем множество новых впечатлений и заряд вдохновения.

У воркшопа практически отсутствуют недостатки при условии, что он проведен грамотно. Но все совсем иначе, если его организация носит формальный характер.

Тогда тренера мало интересует результат, поэтому он кратко объясняет тему и дает участникам возможность работать самостоятельно. При этом он обычно сообщает, что сделал все возможное, и дальше ничего сложного не будет.

Затем коуч покидает трансляцию или выходит из зала на определенный отрезок времени, а, вернувшись, узнает, кто и что успел сделать.

Тут у всех учеников получаются разные результаты: одни действительно смогли что-то выполнить, у других ничего не получилось. Тренер обещает, что у группы будет возможность все понять и сделать в другой раз, и переходит к новой теме.

Чтобы не оказаться на таком сомнительном курсе, важно уделять предельное внимание выбору программы.

5 этапов организации воркшопа

Если вы решили провести свой воркшоп, будьте готовы к тому, что он, наравне с прочими ивентами событийного маркетинга, требует тщательной подготовки.

5 этапов организации воркшопа

Чтобы не допустить ошибок, следуйте таким этапам и рекомендациям:

  1. Подбор темы. Во время воркшопа участники должны приобрести реальные навыки и справиться с актуальными вопросами. Обязательно начните с анализа своей аудитории, оцените ее боли и постарайтесь закрыть ее потребности при помощи запланированного мероприятия.
  2. Постановка цели. Чтобы сделать воркшоп наиболее эффективным, важно понимать, зачем вы его проводите, кого он заинтересует и какую пользу принесет всем участникам процесса. Ответив на перечисленные вопросы, проще понять, как должен выглядеть ивент.
  3. Выбор формата. Итак, вы видите цель и задачи, поэтому пора решить, как именно проще добиться желаемого результата. Например, вы можете провести онлайн-марафон, мастер-класс или мозговой штурм.
  4. Разработка структуры, установка временных рамок. На данном этапе необходимо подробно расписать мероприятие и решить, что и как вы будете делать. Не менее важно ограничить каждый этап по времени. В результате вы сможете передать максимум полезных знаний участникам, а они будут точно знать, на какую продолжительность обучения им рассчитывать. Благодаря четко продуманной структуре вы не выбьетесь из графика и не затяните процесс.
  5. Репетиция проведения воркшопа. Протестируйте все инструменты, проверьте каждый этап работы – так вам будет проще понять, что все готово.

Во время подготовки качественного мероприятия в подобном формате нужно использовать все имеющиеся организационные навыки и знания маркетинговых инструментов. Привлечь целевую аудиторию не удастся без разработки омниканальной стратегии и объединения разных каналов коммуникации.

Воркшоп является прекрасным способом взаимного обучения, который подходит как для взрослых и целеустремленных людей, так и для более молодой аудитории. Он позволяет иначе взглянуть на учебу, сформировать новые идеи во время совместной работы, обсудить актуальные темы, ознакомиться с чужой позицией, прийти к собственным заключениям. Все это становится отличным стимулом для дальнейшего саморазвития.

ReklamaPlanet
Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
ReklamaPlanet
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.