SWOT-анализ салона красоты: правила проведения и подводные камни

Обновлено 5 июля 2022

SWOT-анализ салона красоты является тем мероприятием, которое никогда не поздно провести. Оценить возможности бизнеса по данной методике можно как до открытия, так и после довольно продолжительной работы. В целом SWOT-анализ желательно проводить регулярно, чтобы видеть уровень развития и зоны роста.

Чтобы этот инструмент сработал эффективно, важно знать его особенности и «подводные камни». В нашей статье мы расскажем, что представляет собой SWOT-анализ, как его применить для салона красоты и каких ошибок необходимо избегать в ходе анализа.

Определение SWOT-анализа

SWOT-анализ является одним из самых популярных методов анализа компании. С его помощью можно определить в целом сильные и слабые стороны бизнеса, угрозы и возможности, которые оказывают на него влияние.

Определение SWOT-анализа

Расшифровка аббревиатуры SWOT включает:

  • S (strengths) – сильные стороны. К ним относятся те параметры компании, которые выгодно выделяют ее на рынке. Это могут быть более низкие цены, высокоэффективная реклама и т.д.
  • W (weaknesses) – слабые стороны. Качества, которые делают предприятие хуже конкурентов. К примеру, небольшое количество персонала, или низкое качество обслуживания в своей сфере.
  • О (opportunities) – возможности. Факторы, которые могут выгодно повлиять на процветание компании. Это может быть удобно расположенная торговая точка.
  • T (threats) – угрозы. Помехи, отрицательно влияющие на развитие бизнеса. К примеру, большое количество конкурентов в своей нише.

Определение «SWOT-анализ» впервые употребил Кеннет Эндрюс, академик США, в Гарвардском университете в 1963 г. на симпозиуме по процессам политики бизнеса.

SWOT-анализ могут использовать компании любого масштаба, от небольших фирм до крупнейших бизнес-магнатов.

Плюсы и минусы SWOT-анализа

Положительные стороны SWOT-анализа:

  • Доступность. При SWOT-анализе отсутствуют сложные вычисления, не нужно использовать дорогостоящие технологии маркетинга. Поэтому он доступен каждому, кто информирован о текущей рыночной ситуации и хорошо знает свойства продукции.
  • Универсальность. Есть возможность проанализировать компанию как целиком, так и частично; исследовать бизнес в конкретной области или стране в целом.
  • Сравнение информации. Благодаря SWOT-анализу можно сопоставлять данные, структурировать информацию о продукте или компании, обнаруживать невидимые связи. Это поможет впоследствии с наименьшими усилиями разработать тактику распространения продукции.
  • Использование для разных промежутков времени. SWOT-анализ возможно проводить как для незамедлительных действий, так и для долгосрочных перспектив.

Забронировать место на бесплатный онлайн-курс по соцсетям
Зарегистрируйся прямо сейчас и получи в подарок 50 полезных сервисов для работы в соцсетях
Забронировать место

Отрицательные стороны SWOT-анализа:

  • Отражение текущей ситуации. Возможные перемены при анализе не учитываются, результаты отражаются только на текущий момент. Это говорит о том, что при появившихся изменениях или новых обстоятельствах SWOT-анализ придется проводить еще раз.
  • Обобщенность. При SWOT-анализе отсутствует конкретная информация, он предоставляет обобщенные данные и направление действий. Точные вычисления при аналитике получить невозможно, есть только понимание и проектирование общей бизнес-стратегии. Разработкой конкретных этапов в достижении поставленной цели нужно будет заниматься отдельно. Плюсы и минусы SWOT-анализа
  • Квалификация аналитика. Специалист, проводящий SWOT-анализ, должен быть достаточно компетентен в своей сфере деятельности. От него зависит эффективность полученных результатов. Если аналитик плохо информирован о реальном положении дел на рынке, то данные будут неточными, от такого анализа мало пользы.
  • Ошибочные данные. Если бизнес крупномасштабный, то для его анализа нужно будет учесть довольно много параметров. При большом объеме информации есть вероятность того, что данные будут внесены некорректно. Аналитик может принять ошибочные данные за верные, что приведет к смещению результатов SWOT-анализа. Как итог, курс бизнеса сместится в неверном направлении.

Виды SWOT-анализа

В реальности наиболее часто применяется три вида анализа:

  • Экспресс-метод за полчаса

При этом способе выявляются сильные и слабые стороны бизнеса, что помогает быстро найти его преимущества и недостатки. Чтобы дать отпор внешним факторам, нужно учитывать возможность улучшать внутренние. При экспресс-методе все параметры бизнеса наглядны, что является главным плюсом этого вида.

  • Сводный анализ

Может применяться в любой период времени для выявления сильных и слабых сторон бизнеса. Это может быть текущий момент, либо какое-то другое конкретное время, возможны даже периоды в прошлом или будущем. С помощью этого метода находят количественное значение параметров SWOT-анализа.

Главный плюс данного метода – это быстрый переход от теории к практике, определению бизнес-стратегии. Минус состоит в том, что сводный анализ трудно реализовать.

  • Смешанный вид

Этот способ включает себя параметры двух вышеперечисленных анализов. Его основное преимущество заключается в качественной обработке данных. Вся информация вносится в таблицу перекрестного анализа, при этом отсутствует количественная оценка.

Составление SWOT-анализа для салона красоты

Проведем SWOT-анализ салона красоты. Допустим, что вы открываете салон-парикмахерскую «Виолетта».

Возможности.
  1. Обслуживание дополнительных клиентских групп или выход на новые сферы деятельности, новую аудиторию.
  2. Расширение сервисной сферы для удовлетворения большего количества клиентского спроса.
  3. Использование технологических новинок и мастерства, чтобы предлагать новые услуги.
Угрозы.
  1. Появление на рынке компаний-конкурентов, у которых издержки ниже.
  2. Низкие темпы роста рынка.
  3. Рост требований заказчиков и поставщиков.
  4. Колебания спроса и предпочтений клиентов.
Сильные стороны.
  1. Нормальная финансовая обеспеченность.
  2. Хорошая репутация среди клиентов.
  3. Адекватно разработанная действующая стратегия.
  4. Отсутствие негативного влияния от компаний-конкурентов.
  5. Преимущество по более низким издержкам.
  6. Компетентность в разработке новинок сервиса.
  7. Большой опыт.
  8. Своя база поставщиков.
СИВ
  1. Финансовая обеспеченность + расширение сервисной сферы.
  2. Отсутствие негативного влияния от конкурентов + выход на новые сферы деятельности.
  3. Своя база поставщиков + обслуживание дополнительных клиентских групп.
  4. Компетентность в разработке новинок сервиса + использование технологических новинок.
  5. Большой опыт + использование технологических новинок и мастерства, чтобы предлагать новые услуги.
 СИУ
  1. Компетентность в разработке новинок сервиса + колебания спроса и предпочтений клиентов.
  2. Нормальная финансовая обеспеченность + колебания спроса и предпочтений клиентов.
  3. Более низкие издержки + растущая требовательность покупателей и поставщиков
  4. Преимущество по более низким издержкам + рост требований заказчиков и поставщиков.
  5. Компетентность в разработке новинок сервиса + низкие темпы роста рынка.
Слабые стороны
  1. Отсутствие ясной бизнес-стратегии.
  2. Устаревшее оборудование.
  3. Нехватка управленческих навыков.
  4. Недостаток бизнес-репутации в своей нише.
  5. Слабый маркетинг.
СЛВ
  1. Отсутствие ясной бизнес-стратегии + расширение сервисной сферы для удовлетворения большего количества клиентского спроса.
  2. Устаревшее оборудование + появление технологических новинок.
  3. Слабый маркетинг + обслуживание дополнительных клиентских групп или выход на новые сферы деятельности, новую аудиторию.
СЛУ
  1. Отсутствие ясной бизнес-стратегии + колебания спроса и предпочтений клиентов.
  2. Устаревшее оборудование + появление на рынке компаний-конкурентов, у которых издержки ниже.
  3. Недостаток бизнес-репутации в своей нише + низкие темпы роста рынка.

На текущий момент возможные угрозы SWOT-анализ салона красоты имеют слабую возможность реализации, т.к. салон «Виолетта» – достаточно устоявшийся бизнес, который сложно разрушить. Но это не значит, что руководитель должен упускать данные угрозы из виду, нужно постоянно держать руку на пульсе.

Исходя из вышеизложенной информации, подведем некоторые итоги.

Чтобы салон-парикмахерская «Виолетта» продолжала успешно существовать на рынке и в то же время повышала свою конкурентоспособность, владелец должен для начала выполнить задачи первой необходимости, а именно:

  • Увеличить ассортимент предоставляемых услуг.
  • Снизить издержки производства.
  • Провести организацию маркетинговой деятельности.

К второстепенным задачам можно отнести:

  • Использовать технологические новинки и мастерства, чтобы предлагать новые услуги.
  • Разносторонне подготовить производство к вероятному быстрому росту, т.к. рыночный спрос увеличивается.
  • Рост инвестирования в обновление производственных технологий.

И, наконец, задачи третьей степени важности:

  • Удовлетворить потребности заказчиков и поставщиков, которые растут в связи с внедрением на рынок европейской и мировой стандартизации и сертификации.
  • Следить за направлениями изменений потребительского спроса и предпочтений.

4 распространенные ошибки в проведении SWOT-анализа

Отсутствие фактических показателей

Главной аналитической ошибкой является отсутствие цифр – фактических показателей того или иного параметра. В табличные графы SWOT вносится только интуитивная информация, без конкретных данных. К примеру, графа S (сильные стороны) часто содержит фразу «высокая популярность торговой марки». Насколько высокая, как измеряли, с чем сравнивали популярность?

Можно было привести следующие данные: «Исследования показали, что торговую марку знает 90 % населения, из них 50 % выбирает именно ее среди другой продукции. Следовательно, конверсия составляет 55,6 %. Самый близкий конкурент имеет коэффициент 50 %».

Данный коэффициент – это неопровержимый факт, его можно рассчитать, измерить, сравнить с показателями конкурентов, поэтому его можно и нужно вносить в графу «сильные стороны» для использования.

Виды SWOT-анализа

Неверное толкование фактов

К примеру, в графе «Сильные стороны» есть информация: «Исследования показали, что торговую марку знает 90 % населения». Исследования действительно проводились, был опрос населения, результаты достоверны, что в этом случае неверно? Информация неполная: возможно, из этих 90 % людей, которые знают марку, покупают только 3 %.

В таком случае это не является сильной стороной, это уже слабость.

Несоответствие внесенной информации в графы SWOT

В графы S (сильные стороны) и W (слабые стороны) должны вноситься преимущества и недостатки внутренней среды компании, внутренние процессы. Проводятся исследования факторов, которые составляют микросреду: достижения по отношению к конкурентам, партнерам по бизнесу, клиентам, поставщикам, посредникам и т.д.

Также оцениваются факты по отношению к внутренним процессам (финансовые, производственные, маркетинговые, управленческие, штатные и т.д.) На все перечисленные факторы есть возможность влияния как частично, так и полностью.

К примеру, сильная сторона: «производственные возможности снижают издержки на 25 % по сравнению с самым близким конкурентом». А вот такой факт: «издержки производства конкурента ниже наших на 25 %» относится к слабым сторонам, конкурентоспособность снижается.

В графы O (возможности) и T (угрозы) вносим информацию о внешней среде (факторы экономики, культуры, политики, права, науки и техники, социально-демографические и т.д.) На эти процессы невозможно оказать влияние.

Несоответствие внесенной информации в графы SWOT

Возьмем такую информацию: «конкуренция усилилась на 25 % по отношению к прошлому году». Этот факт можно отнести как к возможностям, так и к угрозам, все будет зависеть от стабильности рынка. В нестабильной ситуации это возможность, т.к. с большой вероятностью темпы роста и объемы рынка будут увеличиваться.

И, напротив, рост конкуренции на стабильном рынке – это прямая угроза, т.к. входные барьеры мгновенно снижаются.

Отсутствует заключительная сверка фактов

Проводя SWOT-анализ, аналитики иногда просто заполняют графы таблицы, и на этом завершают свои действия. Однако весь смысл анализа заключается в сверке внесенной информации. Параметры нужно пронумеровать ( S1, S2… W1, W2… O1, O2…T1, T2… и т.д.)

Далее проводится сопоставление: параметр S1 к параметрам O1, O2 и др., T1, T2 и др.; следом параметр S2 с теми же параметрами из групп О и Т. Таким же образом проводим сверку всех остальных фактов из полей S и W с фактами О и Т.

Возьмем, к примеру, параметр «производственные возможности снижают издержки на 25 % по сравнению с самым близким конкурентом» (S1) и параметр «конкуренция усилилась на 25 % по отношению к прошлому году» (Т1).

При их сопоставлении видно, что компании следует держать конкурентные позиции по отношению к уровню издержек, и удерживать в фокусе производственные технологии новых конкурентов.

Возможно, у них появились такие технологии, в сравнении с которыми наши издержки просто огромны. В таком случае нужно продумать стратегию своих дальнейших действий, обеспечить безопасность своего бизнеса.

С помощью SWOT-анализа выявляются сильные и слабые стороны бизнеса, его возможности и угрозы. Если использовать его одновременно с другими аналитическими моделями, то можно выстроить точную дальнейшую бизнес-стратегию. При проведении SWOT-анализа салона красоты подключайте рабочую команду, а также обязательно принимайте к сведению мнение своих клиентов, в этом случае будет высокая точность результатов.

ReklamaPlanet
Оцените автора
( Пока оценок нет )
ReklamaPlanet
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.