Зачем и кому нужна социальная реклама

Социальная реклама является одним из видов некоммерческой рекламы. Представляет собой информацию в любом виде и на любых носителях, направленную на формирование определенных моральных ценностей, общественных взглядов, а также для преобразования моделей массового поведения и привлечения социума к проблемам общества.

Виды социальной рекламы

В зависимости от цели и круга интересов инициативной группы рекламные мероприятия социального характера подразделяются на подвиды. Их объединяющей особенностью считается соблюдение этики и соответствие конституционным основам.

Классификация по направлениям социальной рекламы:

  • Реклама ценностей (пропагандирует определенные идеи и убеждения, например, призывает правильно воспитывать детей и не применять к ним силу).
  • Реклама НКО, проектов, событий, мероприятий, программ (движение по защите окружающей среды и леса).
  • Информационно-просветительская реклама (пропаганда темы с подбором информационной и аналитической базы, например, о проблеме абортов, алкоголизма, наркомании).

Классификация рекламы по инициатору:

  • Государственная (организуется государственными институтами структурами в защиту своих интересов, например, патриотичная реклама военкомата «Служу Отчизне»).
  • Некоммерческих организаций (реализуется фондами, общественными объединениями в идеологических целях, например, фонд помощи «Подари жизнь»).
  • Коммерческих предприятий (относится к бизнес-рекламе в социуме, например, проект «Все равно?»).
  • Общественная (организуется через неофициальные структуры частными лицами в форме вывесок и баннеров, например, призыв водителей к езде в трезвом состоянии).

Классификация рекламы по типу воздействия:

  • Призывающая содержит разного рода побуждение к действию, например, призыв жить правильно.
  • Вопрошающая обращается к аудитории путем задачи проблемы, например, содержащая вопрос от страховой компании: «А Вы уверены, что ваша жизнь под контролем?».
  • Тезисная выражает суждение об определенной модели поведения в обществе, которое не содержит оценок или призывов, а констатирует факты. Например, «Здоровые родители — здоровые дети — здоровое будущее нации!».
  • Информирующая углубляет знания аудитории по теме, например, характеризует специфику действия экологии на системные функции организма.
  • Комбинированная может использовать как призыв, так и тезис или информационный блок.

Классификация по формату:

  • Звуковая, например, просьба вовремя забирать детей из детского сада.
  • Визуально-графическая и электронно-цифровая. Например, призыв на баннере обеспечить себе беззаботную старость.
  • Визуально-кинематографическая. Например, видеоролики ко Дню Победы.
  • Визуально-объектная. Уникальный вид пропаганды с применением форм, вызывающих различные ассоциации, без передачи текстовой информации.
  • Текстовая. Например, бегущая строка о важности контрацепции.

Классификация по эмоциональной направленности:

  • Позитивная создает положительный образ, вызывает реакцию «За».
  • Негативная имеет вектор «Против».

Задачи социальной рекламы

  • Привлечение внимания общества к общим проблемам.
  • Воздействие на моральные ориентиры.
  • Изменение поведенческих моделей и восприятия.
  • Агитация на определенные действия.
  • Призыв решить проблему или посодействовать материально.

Специфика социальной рекламы

  • Целевая аудитория — общество. Ожидаемый эффект рассчитан на длительную перспективу, а эффективность компании нельзя выразить аналитически в цифрах.
  • Выражает интересы общества в разрезе социума.
  • Может призывать к благотворительности и пожертвованиям.
  • Может пропагандировать определенное мировоззрение.
  • Служит социальным идеалам и ориентирам.
  • Может использоваться в качестве информационной и просветительской пропаганды.

Влияние социальной рекламы

Главным недостатком социальной рекламы является сложность оформления содержания. Не всякая информация воспринимается обществом одинаково. Конкретная реакция зависит от убеждений, мировоззрения, пола, возраста и индивидуальных особенностей каждой личности.

В процессе создания проекта маркетологи учитывают эти факторы и делают акцент на деталях с учетом анализа психологических установок. Чаще всего используются методы убеждения и внушения. Чтобы реклама не осталась незамеченной, используют раздражающие внимание факторы. Наиболее эффективно социальная реклама воспринимается при использовании необычных форм и новых подходов к воздействию на подсознание. Примером нового формата социальной рекламы являются стилизованные экоурны в парках.

Для приобщения аудитории к проблеме используют вопросительную конструкцию, которая побуждает задуматься над предложением (в стиле «Как быть»).

Интерес общества привлекается путем построения сложных тезисов, понять которые можно переосмыслив посыл.

В результате проведенных исследований большинство опрошенных респондентов сочли социальную рекламу важной и необходимой. В российских реалиях восприятие подобного рода информации затруднено ввиду различных факторов: ритм и темп жизни, озабоченность проблемами и работой, наличием более важных идеалов.

По информации одного из источников, 40% из числа опрошенных заявили о том, что социальная реклама никак не повлияла на их моральные устои и опытные мнения. Другие 20% сочли ее за декорацию городской среды. Оставшаяся часть людей нашла рекламу раздражительной либо вовсе не приметной. Отсюда можно сделать вывод о том, что большинство людей не обращает внимания на информацию повседневного спроса.

Функции социальной рекламы

  • Экономическая — формирует спрос.
  • Социальная — воздействует на поведение.
  • Коммуникационная — передает информацию безличным путем.
  • Маркетинговая — стимулирование интереса.
  • Просветительская — передача данных.

Методы реализации социальной рекламы

  • устная реклама (в любом виде);
  • фотография;
  • социальный плакат;
  • баннер;
  • открытки;
  • листовки;
  • значки;
  • флажки;
  • одежда с фотопечатью;
  • литературное произведение;
  • постановочное видео;
  • документальные фильмы;
  • социальные ролики;
  • информационные таблички;
  • брошюры;
  • буклеты;
  • стенды;
  • вывески.

Темы социальной рекламы

  • безопасность жизнедеятельности;
  • здоровый образ жизни: алкоголизм, наркомания, аборты;
  • вопросы равноправия и социальные гарантии;
  • защита прав различных категорий граждан;
  • экология, медицина, образование;
  • видение будущего;
  • вопросы морали;
  • государственные вопросы: политика, налогообложение, страхование, воинская служба.

Заказчики социальной рекламы

  • Общественные организации;
  • государственные учреждения;
  • благотворительные организации;
  • коммерческие предприятия;
  • частные предприниматели.

Размещение социальной рекламы

  • Одним из обязательных пунктов при размещении социальной рекламы является отсутствие на ней любой информации о торговой марке и других способах индивидуализации.
  • Реклама должна соответствовать этическим и моральным нормам.
  • Реклама может быть организована как коммерческой структурой, так и частным лицом. Акцепт на ее размещение необходимо получать тогда, когда реклама не может быть размещена на досках объявлений.
  • Размещение рекламы в интернете возможно на различных площадках, в том числе бесплатных.
    Все вопросы, касающиеся содержания, решаются по согласованию с собственником рекламной площади в процессе кооперации.

Правовое регулирование социальной рекламы

Статья 3 и 10 закона «О рекламе» N38-ФЗ дают определение социальной рекламе, а также регулируют процедуру заключения договора при заказе рекламы.

За собственником рекламного места остается обязанность предоставления площади (5% от оборота) в случае необходимости.

Условия размещения рекламы и способы оплаты устанавливаются на договорных началах (445 ГК).
Реклама при необходимости должна согласовываться с местными органами власти. При создании макета и дизайна проекта обязательно следуют закону об авторском праве.

Комиссия по социальной рекламе

В России существует координационный совет, осуществляющий контроль за размещением социальной рекламы и ее содержанием. Совет по социальной рекламе при Общественной Палате создан в 2018 г. ввел обязательные комиссии, ответственные за размещение социальной рекламы на теле- и радиоканалах, а также в электронных СМИ. Их основными задачами являются разработка методических указаний, внедрение рекламы и контроль за контентом и содержанием.

Эффективность социальной рекламы

Эффективность социальной рекламы измеряется по критериям, затрагивающим психологический аспект личности и социума. К таким параметрам относят:

  • узнаваемость обществом того или иного феномена;
  • оценка общественной позиции;
  • оценка сложившегося мнения.

Социальная реклама имеет эффект в том случае, когда оказывает воздействие на субъект.

Выделяют следующие уровни эффективности социальной рекламы:

  • осведомленность реципиента;
  • усвоение информации;
  • формирование убеждений;
  • появление желания следовать модели;
  • достижение результата (100%).

Оценка эффективности осуществляется посредством различных теорий с применением анализа. Процесс трудоемок, занимает много времени, требует изучения всех корригирующих факторов, поэтому обычно такие исследования проводятся на государственном уровне специальными ассоциированными группами.

Виды конкурсов социальной рекламы

  • Конкурс социальной рекламы «Новый взгляд» tvoykonkurs.ru. Организуется фондом «Мир молодежи» и предоставляет возможность молодым людям проявить свои творческие способности в решении социальных проблем и значимых общественных дискурсов или проблемных вопросов.
  • Конкурс социальной рекламы «Импульс» konkurs-impulse.ru. Организатором конкурса является государство в лице уполномоченных представителей. Участниками конкурса могут быть только государственные структуры, учреждения и организации. Основная цель проекта — привлечь внимание общества к решению общественно важных задач, а также поспособствовать модернизации рекламного процесса.
  • Конкурс-фестиваль социальной рекламы «Лайм» limefestival.ru. Является Международным Московским конкурсом. Основной задачей деятельности комиссия является поиск специалистов в области рекламы и дизайна для создания уникальных проектов с социальной направленностью. В качестве направлений фестиваля выступают школьные и студенческие проекты, а также разработка рекламы под нужды заказчика.
  • Конкурс социальной рекламы «Искусство жить» molgvardia.ru. Конкурс организуется дистанционно. В нем могут принять участие дизайнеры, фотографы, видеооператоры. В качестве работ рассматриваются фото и видеоматериалы по заданным тематикам социального характера.
  • Конкурс-фестиваль социальной рекламы «Остров МИР» www.ostrov-mir.ru. Проводится с целью разработки проектов, затрагивающих социальные нормы и этику. Автором может стать любой желающий. Конкурс предназначен для творческих людей, способных затронуть проблемы пороков общества.

Примеры социальной рекламы

Русский проект Нонна Мордюкова и Римма Маркова

Социальная реклама 90-х «Дима, помаши маме ручкой!»

«Позвоните родителям»

Социальная реклама от ГИБДД

Реклама против наркотиков

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.