Что такое пресс-релиз и как его написать

Обновлено 28 октября 2021

Ранее пресс-релиз писали исключительно журналисты для редакторов печатных изданий. Сегодня данный тип текстов стал более распространенным. Пресс-релизы можно увидеть на различных онлайн-платформах. Требуются они, прежде всего, читателю, поэтому писаться они должны для простых людей, исходя из их интересов. Пресс-релизы очень актуальны, и обычно их заказывают у копирайтеров.

Тем не менее для написания хорошего текста необязательно нужно быть профессионалом. Это может сделать любой грамотный человек, освоивший структуру и особенности жанра. Помимо этого поможет постоянная практика.

Что такое пресс-релиз

Пресс-релиз — анонс определенного события, который применяется в различных случаях. Наиболее распространены среди них следующие:

  • Выход нового продукта. К примеру, перед поступлением в продажу новой модели Айфона интернет уже за несколько недель будет полон оповещений. Не столь крупные бренды аналогичным образом оповещают о новом поступлении, хотя это не так заметно.
  • Мероприятия. Если планируется какая-либо акция, конкурс, праздничное мероприятие и другие события, которые нужно донести до широкой аудитории, пресс-релиз будет очень полезен. При этом важно, чтобы инфоповод был на самом деле важным и интересным.
  • Крупные материалы. Пресс-релиз будет полезен в том случае, планируется выпустить серию статей по значимой теме или осветить какую-либо сенсацию. Для примера стоит отметить популярные телевизионные ток-шоу, которые нередко делают пресс-релизы перед выходом очередного выпуска в эфир.

Виды пресс-релизов

С учетом того какова цель составления пресс-релизов, выделяются следующие их разновидности.

Информационные

Включают в себя информацию, которую требуется донести до публики. Это могут быть данные о создании новой компании или выпуске новой продукции.

Анонсирующие

Информируют о том, что планируется определенное событие, и предлагают принять в нем участие. Такие пресс-релизы готовятся перед выставками, конференциями, мастер-классами и так далее.

Рекламные

Включают в себя рекламное сообщение, составленное профессионально и интересное для широких кругов.

Пиар-ориентированные

Представляют собой своеобразную сводку, включающую информацию о произошедшем событии. Могут содержать имена участников, результаты, ключевые моменты и так далее.

Динамические

Это современный новый вид пресс-релиза, который отлично воспринимает молодая публика. В данном случае релиз делается не в привычном формате текста, а с использованием аудио и видео.

Подходящие мероприятия

Составление пресс-релиза не будет лишним для любого важного мероприятия, рассчитанного на широкую аудиторию. Вот случаи, для которых он нужен:

  • Начало работы новой компании.
  • Выход нового продукта, расширение масштабов производства.
  • События, произошедшие в стране или определенной отрасли.
  • Предстоящие корпоративные мероприятия, акции, конкурсы, праздничные события, фуршеты.
  • Чрезвычайные и форс-мажорные обстоятельства, требующие информирования о них.

Нужно отметить, что пресс-релиз не во всех случаях носит анонсирующий характер и не всегда пишется до конкретного события. Это может происходить и постфактум. В этом случае он будет называться информативным.

Основные требования к пресс-релизам

Требования к пресс-релизам заключаются в следующем:

  • Главное – наличие информационного повода. Нередко под видом пресс-релиза распространяется обычная информация о компании и технические характеристики той или иной продукции. Пресс-релиз должен включать сообщение о событии, важном для широкого круга людей. Информация, которая не является значимой или правдивой, скорее всего, будет проигнорирована.
  • Пресс-релиз должен иметь короткий и информативный заголовок. Оптимальная длина – до 10 слов. Он должен включать название организации, от которой подается информация и ответ на вопрос о том, что произойдет или уже произошло.
  • Первый абзац (лид) в 2–3 предложениях должен дать основную информацию о сути освещаемого события. Тут важна краткость и четкость, отсутствие ссылок, картинок, списков.
  • В тесте должен быть раскрыт информационный повод. Важно описать всю информацию, помогающую лучше понять суть сообщения.
  • Отдельно рекомендуется выделить в тексте информацию о компании. Этот блок должен разъяснить конкурентные преимущества. В самом же тексте важно раскрыть суть события без рекламных посылов.
  • Текст не должен содержать «воду», высказывания с эмоциональной окраской, слоганы, оценочные суждения, ведь он адресован не клиенту, а редактору.
  • Предварительно важно убедиться в отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок, а также опечаток. Ссылки должны быть активными. При использовании кавычек нужно придерживаться единого стиля начертания. Для онлайн-изданий рекомендованы кавычки «елочкой».

Структура пресс-релиза

Пресс-релиз имеет определенную структуру, которой нужно придерживаться при его составлении.

Элементы

Пресс-релиз пишется по шаблону и включает в себя такие элементы:

  • дата освещаемого события;
  • заголовок;
  • анонс;
  • место проведения;
  • причина мероприятия;
  • актуальность события;
  • текст, описывающий новость;
  • комментарий (от первого лица);
  • сжатая информация о компании;
  • данные по теме;
  • ссылки на фотографии и видео;
  • контакты.

Композиция

Композиция пресс-релиза включает:

  • заголовок;
  • лид;
  • главный текст;
  • справку об организации;
  • контакты;
  • дату.

Значимость

Кроме базовых вопросов, таких как «Что?», «Где?» и «Когда», рассказав историю, надо также ответить на вопрос «Ну и что?». И чем более удачным будет ответ, тем выше вероятность, что проверка редактора будет пройдена. Важно избегать шаблонных фраз об актуальности и высокой значимости. Тут необходимо с аргументами и информативно описать позицию.

Заголовок

В заголовке должна отражаться основная мысль сообщения. Рекомендуется употребить в нем глагол в настоящем времени. Важно избегать абстрактных названий, которые не дают возможности понять, что именно вы хотите сообщить. Не стоит использовать клише, различные пословицы и фразы, которые не относятся к сути.

В заголовке лучше не использовать название компании. Редакторы могут воспринять это как рекламу. Тем не менее это не обязательное правило. Если речь идет о крупной авторитетной организации, которую знают все, упоминание ее названия допустимо.

Лид

Лид считается основной частью всего пресс-релиза. Он идет сразу после заголовка, выделяется особым шрифтом. У него две противоположные функции. Первая – дать исчерпывающую информацию, вторая — заинтересовать читателя, чтобы он прочел текст полностью. Далеко не все читают статьи до конца, поэтому суть должна быть отражена в заголовке и лиде.

Лид можно сделать фактическим, чтобы он отвечал на вопросы что, где и когда. Как правило, в нем содержится один факт. Также может включаться комментарий участника события либо подведение итогов. Другой вариант – заинтриговать читателя, предоставив ему необычные факты.

Место и дата события (опционально)

В пресс-релизе нужно указать дату и место события, которое описывается в нем. От лида они должны отделяться знаком тире.

Основная часть

Базовый текст должен строиться по принципу перевернутой пирамиды. Вначале рассказывается основное. Готовить читателя не стоит. Важно зацепить его с первых строк и заставить прочитать материал до конца. В соответствии с правилами журналистики предыстория пишется после главной истории в середине либо конце текста. Данный прием направлен на то, чтобы преподнести основное вначале.

То, что было включено в заголовок или лид, нельзя повторять. Основной текст включает подробности для тех читателей, которые решили прочесть релиз после лида.


Прямая и косвенная речь должны быть сбалансированы. Наиболее яркие высказывания лучше преподносить в точной форме, другие – своими словами. Комментаторов нужно упоминать по имени и фамилии, в то время как в заголовке достаточно только фамилии.

Информация о компании

Справка должна быть небольшая и содержать ключевую информацию. Не стоит нагружать ее лишними деталями. Этот блок можно редактировать посредством кегля шрифта. Это поможет визуально уменьшить его размер на фоне базового текста.

Контакты

Контакты нужно включить для того, чтобы редактор имел возможность связи с автором текста для уточнения определенных деталей и вопросов. Также в пресс-релизе указывается дата. Она может быть прикреплена до заголовка вверху либо внизу после справки и контактов.

Как правильно оформить документ

Тест не должен занимать слишком много места. Максимальный объем составляет 2500 знаков без пробелов. Наверняка редакторы сделают его несколько короче. В результате обычно получается одна страница текста.

Заголовки начинаются с большой буквы. Нужно учитывать все правила русского языка. Недопустимо использование Caps Lock, которое помешает дальнейшей верстке. Для выделения определенных фрагментов применяется жирный либо полужирный шрифт.

Абзацы выделяются красной строкой. Она визуально сделает текст более читабельным. Длина их должна быть не более 6 предложений. Они могут чередоваться и иметь разную длину – это поможет избежать монотонности в тексте.

В тексте должно использовать тире, а не короткий дефис. Кавычки должны быть «елочками». Также предварительно нужно убрать лишние пробелы.

Перед введением аббревиатур должна быть дана полная расшифровка. Сокращенная вариация указывается в скобках, а уже потом может использоваться отдельно. Но важно, чтобы текст не включал слишком много аббревиатур – это ухудшит читабельность. Чтобы избежать такой проблемы, рекомендуется чередовать аббревиатуры с местоимениями, синонимами и полными названиями.

Работа отправляется в текстовом формате независимо от программ, которые использовались. В виде картинки отправлять файл недопустимо – никто не будет переписывать его за вас.

Кому и как отсылать пресс-релизы

После того как вы определились, какое событие требует освещения, нужно выбрать несколько ресурсов, которые для этого подойдут и посмотреть контакты редакторов. Они обязательно должны быть, так как с редакторами часто связываются с целью сотрудничества. Остается только составить качественный пресс-релиз и разослать его.

Не стоит отправлять пустое сообщение с документом. Важно также составить сопроводительное письмо, указав в нем свои цели и описав продукт, который планируется продвигать с помощью релиза. Если все было сделано правильно, вас обязательно опубликуют.

Примеры удачных пресс-релизов

  • Имеют короткий, информативный и цепляющий заголовок.
  • Позволяют узнать новости уже во вступлении.
  • Грамотно описывают действующих лиц.
  • Имеют заключение, в которых присутствуют упоминания о компаниях или контакты.

Если вы сами пишете пресс-релиз, лучше прочитать несколько примеров и понять основные правила.

Как оценить эффективность пресс-релиза

Самый простой критерий оценки – процент публикаций от всех писем с пресс-релизом, которые были разосланы. Более сложный – оценка того, насколько сильно текст был изменен редакторами или журналистами, и пришлось ли им обращаться за дополнительной информацией.

Если релиз направляется в информационное агентство, можно позвонить в редакцию спустя несколько часов после отправки и узнать, устроил ли ее текст, и требуются ли дополнения. Если вы получаете отказ в публикации, уточните причину и используйте полученную информацию в дальнейшем.

Если текст качественный, то обычно он практически не требует изменений и публикуется в том виде, в котором был отправлен. Исключением является только заголовок, который часто меняется. Поэтому важно учесть все правила и довести пресс-релиз до идеала.

Пресс-релиз – важный инструмент для работы со средствами массовой информации. Его нужно готовить тщательно, стараясь сэкономить время тех, для кого он предназначен. Тем не менее, не стоит пренебрегать фактами и смыслом из-за стилистики. Основное, что от вас требуется – это сбор, структурирование и передача актуальной информации, что будет полезно как для компании, так и для журналистов.

ReklamaPlanet
Оцените автора
( 4 оценки, среднее 4.75 из 5 )
ReklamaPlanet
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.